Вернуться
Кронеберг Зинаида Дмитриевна, артистка, певица
Кронеберг Зинаида Дмитриевна, артистка, певица
Персоналия
Кронеберг Зинаида Дмитриевна
Годы жизни
03(15).09.1849, Орел - 19.06(01.07).1884
Вид деятельности
Артистка, певица
Период работы в театре
1871 — 1874, 1875 — 1880
Биография
Урожденная Карякина, по мужу Лихачева. После окончания московского императорского Театрального училища с 1865 по 1871 служила в московском Малом театре. Специализировалась в жанре оперетты, со временем была признана ведущей актрисой московской труппы в этом жанре. Основные роли: Елена («Прекрасная Елена»), Перикола («Птички певчие»), княжна Забава («Богатыри»), Леони («Все мы жаждем любви»). По мнению рецензентов, ее отличало «редкое соединение внешней красоты, пластики, изящества и целомудрия» (Рус. летопись. 1870. 20 дек.). В АТ К. перевели после смерти в 1870 петербургской опереточной примадонны В.А. Лядовой, чей репертуар она исполняла вместе с еще тремя приглашенными актрисами-певицами (О.В. Кольцовой, А.И. Абариновой и М.М. Чернявской). Как певица в опереттах и водевилях Кронеберг «была не без достоинств, но как актриса она не удовлетворяла самых скромных требований» (Вольф, 2. С. 49). Основными работами Кронеберг в АТ стали те же, что и в Малом, — Елена, Перикола и Леони. Исследователь оперетты считал, что хотя «Кронеберг и Кольцова имеют неоспоримые данные для большого успеха, — лавры первой русской „дивы“ [Лядовой] не достаются никому!» (Янковский М. Оперетта: Возникновение и развитие жанра на Западе и в СССР. Л.; М., 1937. С. 235). Играла Кронеберг и в комедиях, где стремилась к простоте, «не позволяла себе возгласов», «вовсе не рисовалась» (Дело. 1872. № 11. С. 41. — П.Д. Боборыкин). Кроме названных, в репертуар актрисы в АТ входили роли в комедиях — Надежда Алексеевна Волкова, актриса («С молотка!»), Мария Алексеевна Донова, швея («Со ступеньки на ступеньку»); операх и опереттах — Галатея, статуя («Прекрасная Галатея»), горничная («Парижская жизнь)», модистка , Лоиза, жена Ла-Гира («Рыцарь без страха и упрека»), Кларетта Анго («Дочь рынка»), Лимония, итальянка («Десять невест и ни одного жениха»), Клеопатра, горничная Лемера («Чудеса медицины»), жена старика («Цыганские песни в лицах»), Фекла, жена Пантелея («Русские песни в лицах»), Елена Запольская, артистка без места («Небылицы в лицах»); водевилях — Надежда Николаевна, жена Уточкина («Две капли воды»), Параша, дочь Локтева («Ворона в павлиньих перьях»), госпожа Тупе («Война жен с мужьями, или Спорь до слез, а об заклад не бейся»), Анюта, крестьянка и невеста («Барская спесь и Анютины глазки»), Палаша, жена Карнаухова («Простушка и воспитанная»), Аделаида, жена Жиго («Без собаки быть бы драке»). Лит.: Брокгауз; Пружанский; Некр.: Театр. мирок. 1884. 30 июня. С. 2; Суфлер. 1885. 6 июня. С. 3; Очевидец. З.Д. Кронеберг. Из моих восп. // Театр. мирок. 1884. 14 июня. С. 4–5. Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 2. Д. 22507, 22725, 23082. Сбоева, С. Кронеберг З.Д. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 381.
Cпектакли
"Прекрасная Елена", 1868 (Елена)
"Птички певчие", 1869 (Перикола, уличная певица (с 1871))
"Прекрасная Галатея", 1872 (Галатея, статуя)
"Парижская жизнь", 1873
"Дочь рынка", 1874 (Клерета)
Показать все (8)