Персоналии
Климовский Григорий Фёдорович, артист, оперный певец (лирический тенор)
Климовский Григорий Фёдорович, артист, оперный певец (лирический тенор)
Персоналия
Климовский Григорий Фёдорович
Годы жизни
1791 - 26.02(10.03).1831, Петербург
Вид деятельности
Артист, оперный певец (лирический тенор)
Период работы в театре
Биография
Настоящая фамилия Иваницкий. Родился в дворянской семье. Обучался пению в Придворной певческой капелле. В 1814 дебютировал в опере «Ям» на сцене петербургского Большого театра и был принят в императорскую труппу на роли первых и вторых любовников в операх, водевилях с пением и комедиях. Сразу же занял одно из первых мест в труппе. Его красивый голос чистого и мягкого тембра высоко ценил М.И. Глинка. На первых порах современники отмечали в игре Климовского некоторую скованность и нехватку мастерства, приводившие к недостаточно яркой обрисовке сценических образов. Однако благодаря упорной работе и помощи В.М. Самойлова, ставшего его сценическим наставником, Климовский не только преодолел эти недостатки, но и проявил незаурядное актерское дарование. П.Н. Арапов называл Климовского в ряду тех, кто, будучи «хорошим актером», одновременно «могли состязаться смело с голосами лучших певцов Италии» (Арапов. С. 272). По замечанию позднейшего исследователя, хотя «драматизм, глубокие и сильные переживания не были его сферой», но в лирических партиях Климовский «сумел добиться значительных успехов и как актер» (Гозенпуд. С. 441–442). На драм. сцене Климовский проявил яркое комедийное дарование и сыграл во множестве водевилей, где неизменно пользовался успехом. Дебютной водевильной ролью Климовского был козак Климовский («Козак-стихотворец»). Фамилия этого персонажа стала сценическим псевдонимом актера. Климовский стал первым исполнителем ролей Попова («Актеры между собою, или Первый дебют актрисы Троепольской»), Рославлева-старшего («Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом»), Добемоля («Бенефициант»). В «Бенефицианте», построенном на вкраплениях эпизодов из популярных спектаклей, исполняемых прославленными актерами, Климовский представлял жанр оперы (трагедию воплощал В.А. Каратыгин, балет — А.И. Истомина). В число комедийных и водевильных ролей Климовского вошли также Фиалкин («Урок кокеткам, или Липецкие воды»), Славский («Путешественники в дилижансах»), Адольф («Женщина-полковник»), Клюнов («Ворожея, или Танцы духов»), Карамбол («Бакалавр Саламанский, или Чертовская вечеринка»), Лавориньер («Шесть франков, или Продажный портрет»), Алексей Миленко («Запорожские казаки, или Свадебный праздник для другого»), Стрельский («Карантин»), Эдуард («Дом сумасшедших, или Странная свадьба»). Изредка Климовский играл и драматических персонажей: Уллин («Фингал»), Рустан («Сон Светланы»). За годы работы на императорской сцене Климовский исполнил огромное количество оперных партий: Алидор («Сандрильона»), Алсинор («Прекрасная Арсена»), Куриаций («Горации и Куриации»), Блондель («Ричард Львиное сердце»), Тезей («Эдип в Колоне»), Тит («Милосердие Тита»), Ипполит («Федра»), Иосиф («Иосиф Прекрасный»), Карл («Уединенный дом, или Разбойники в Вогских горах»), Альмавива («Севильский цирюльник»), Тамино («Волшебная флейта»), Антонио («Сорока-воровка»), Цинна («Весталка»), Карл VII («Иоанна д'Арк, Дева Орлеанская»), Паолино («Тайный брак»), Макс («Вольный стрелок»). Из-за богемного уклада жизни и постоянных кутежей Климовский преждевременно потерял голос и в 1829 перестал выступать в оперных спектаклях, хотя и продолжал числиться в труппе АТ. После смерти актера дирекция императорских театров устроила бенефис в пользу его семьи. Лит.: МЭ; Пружанский; Арапов. С. 223–227, 233–243, 267, 269, 368; Каратыгин (ук.); Гозенпуд. (ук.). Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Д. 1371, 2062, 2512, 3907; Ф. 472. Оп. 13. Д. 30. Варламова, А. Климовский Г.Ф. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 352.