Вернуться
Кавалерова Елена Матвеевна, артистка
Кавалерова Елена Матвеевна, артистка
Персоналия
Кавалерова Елена Матвеевна
Годы жизни
1791 - 30.03(11.04).1863, Москва
Вид деятельности
Артистка
Период работы в театре
Биография
Урожденная Борисова. Воспитанница московского императорского Театрального училища. Актриса московского императорского театра. Длительное время (1806–1826) играла в трагедиях, исполняла без большого успеха роли вторых любовниц и наперсниц. Только переход на комедийные характерные роли способствовал раскрытию ее истинного дарования. В 1830-е занимала амплуа комических старух, много играла в пьесах А.А. Шаховского: Холмская («Какаду, или Следствие Урока кокеткам»), Ксантипа («Аристофан, или Представление комедии „Всадники“»), Брюзгина («Ворожея, или Танцы духов»). «Брюзгину играла г-жа Кавалерова прекрасно. Эта почтенная артистка выполняет свои роли всегда верно, умно и натурально. …В ролях пожилых и вздорных женщин она доставляет истинное удовольствие самому взыскательному зрителю» (Аксаков. Т. 3. С. 457). Автор отмечал также игру Кавалеровой в сп. «Сват Гаврилыч, или Сговор на яму» (1831): «…мы видели г-жу Кавалерову на своем месте и полюбовались от души натуральностью, с которою играла она роль русской простой старухи, для которой она именно и создана» (Там же. С. 565). Амплуа комической старухи Кавалерова хотела занять и в Петербурге: оно было вакантным после смерти Е.И. Ежовой (1836). По мнению критика, она имела для этого все необходимые данные: «известный возраст, нужный для ролей этого рода, приличие и благородство в приемах, довольно приятную манеру… звучный голос, приобретенную навыком свободу на сцене и, главнейшее — врожденный сценический талант» (ЛПРИ. 1838. 24 сент. С. 777). На петербургской сцене актриса дебютировала в роли Анны Степановны Слукиной («Урок матушкам»). «Кавалерова прекрасно выполнила роль Слукиной, провинциальной русской барыни: особенно была она хороша в простом обыкновенном разговоре, который отличался простотой естественною, непринужденною. По всему видно, что г-же Кавалеровой хорошо знаком быт провинциальный и что она изучила многие особенности, отличающие некоторых провинциальных помещиц от дам столичных» (Там же. С. 778). Еще одна дебютная роль — Проксагора («Притчи, или Эзоп у Ксанфа»); ее актриса исполнила также «довольно хорошо», но на этот раз ей не хватило «запальчивости и сварливости в сценах с Ксанфом» (ЛПРИ. 1838. 1 окт. С. 749). Играла она также в «Двумужнице», «Ябеде», в водевиле «Луиза, или Свадьба по судейскому приговору», однако по окончании сезона возвратилась в Москву. По свидетельству А.И. Вольфа, «ей трудно было соперничать с актрисою, как наша Сосницкая» (Вольф, 1. С. 70). В Москве играла Хлестову («Горе от ума»), Феклу Ивановну («Женитьба»), славилась исполнением ролей в пьесах Островского. Ее героини — купчихи, мещанки, свахи, няньки: Карповна («Бедная невеста»), Пелагея Егоровна («Бедность не порок»), Спиридоньевна («Не так живи, как хочется»), Настасья Панкратьевна («В чужом пиру похмелье»), Матрена («Праздничный сон — до обеда»), Перешивкина («Не сошлись характерами!»), Незабудкина («Бедная невеста»), Фоминишна («Свои люди — сочтемся!»). Лит.: ТЭ; Афиши. Майданова, М. Кавалерова Е.М. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 324-325.