Из вольноотпущенных Н.М. Смирнова, камергера императорского двора. После окончания петербургского императорского Театрального училища в 1853 дебютировал в роли Бурского (водевиль «Покойник муж и вдова его»). В составе труппы АТ играл в комедиях, водевилях, драмах и трагедиях. Среди основных ролей: Молчалин, Г. N. («Горе от ума»), Милон («Недоросль»), Добролюбов («Бригадир»), Мыкин («Доходное место»), Огюст, офицер («Трус»), ротмистр Борша, Ян Бучинский, секретарь Димитрия («Димитрий Самозванец»), Стрелкин («Простушка и воспитанная»), 1-й студент («Пучина»), Аполлон, бог поэзии («Орфей в аду»), Розенкранц («Гамлет, принц датский»), Якоби, врач («Смерть Иоанна Грозного»), Бомелий («Василиса Мелентьева»), Зарецкий, молодой фат («Ворона в павлиньих перьях»), Андрей Андреевич Баранчевский («Не в свои сани не садись»), Собаньский, шляхтич («Борис Годунов»).
А.А. Григорьев выделял Жулёва среди актеров АТ: «Временами „огненный язык“ [поэзии] вспыхивает… на г. Жулёве, хоть я до сих пор и видел его только в одной путной роли» (Григорьев. С. 333). Критик призывал руководство АТ и зрителей наконец заметить улёва., потому что там, «где являлся этот безвестный артист, он выказывал и комический огонь, и силы, которыми давно пора бы заменить некоторые заслуженные бессилия» (Там же. С. 312). Ж. выступал против постановок низкопробной драматургии, засилья пьес В.А. Крылова, считал, что опереточные спектакли отвлекают АТ от его основных задач. На императорских сценах шли пьесы Жулёва: комедия «Золотая удочка» (совм. с И.Е. Чернышевым), картины столичной жизни «Петербургские когти» (совм. с С.Н. Худековым), фарс-водевиль «Перелетные птицы, или Нужда пляшет, нужда скачет, нужда песенки поет» (совм. с А.А. Соколовым), комедия «Со ступеньки на ступеньку» (совм. с Соколовым), комедия «Черненькие и Беленькие» (переделка Ж. из комедии Чернышева «Паутинка»), сцены «Герои темного мира» (совм. с Худековым). Хроникер свидетельствовал: «Несравненно больший успех, чем „Борис Годунов“, имела комедия с куплетами гг. Худекова и Жулёва „Петербургские когти“» (Вольф, 1. С. 44).
Поэт Жулёв (псевд. «Скорбный поэт») в 1860-е печатался в сатирических журналах «Искра» и «Будильник» как автор пародий и эпиграмм, откликавшихся на текущую жизнь АТ, осмеивавших консерватизм литераторов и театральных деятелей. С 1869 по 1878 был сотрудником «Петербургского листка» и «Петербургской газеты».
Др. роли: Сеня («Морской праздник в Севастополе»), Юлий Михайлович Коргин («Дядюшка-болтушка, или Дверь в капитальной стене»), Незабудкин, кандидат философии («Новички в любви»), Белкин, молодой чиновник («Старички, или С чем приехал с тем и отъехал»), Александр, гимназист («Ветеран и новобранец»), молодой писатель («13 января 1807 года, или Предпоследняя репетиция трагедии „Димитрий Донской“»), Альберт, молодой французский живописец («Вот так пилюли! Что в рот, то спасибо!»), Александр Веснушкин («Дядюшка-хлопотун»), Петр Иванович Сумский («Дедушка Назар Андреич»), Павел Дмитриевич Флоров («Харьковский жених, или Дом на две улицы»), Нольский («Довольно!»), Батавин, кавалерийский юнкер («Не первый и не последний»), секретарь принца («Заколдованный принц, или Переселение душ»), Пуффентурм, сумасшедший («Гоф-юнкер»), Старонский, молодой человек, кутила («История»), Перетычкин («Жених из Ножовой линии»), Зельский, живописец («Черный день на Черной речке»), Туринский («Аллегри, или Взявшись за гуж, не говори, что не дюж»), Гуторин, стряпчий («Вицмундир»), Петр Петрович, офицер («В деревне»), Сафрон, дьяк («Тушино»), князь Юрий («Русские святки»), прусский офицер («Ломоносов, или Жизнь и поэзия»), Квитский, чиновник 12-го класса («Сергей Ананьевич Пятаков»), Густав, молодой шведский купец («Иголкин, купец Новгородский»), Валерьян («Вечный жид в новом роде, или Свадебный бал с препятствиями»), Петр Петрович Латин, племянник Алисова («Жертва за жертву»), Прокудин («Фофочка»), Каннигам, капитан шотландской стражи («Заколдованный дом»), Антон Антонович Смилович («Танцор в хлопотах, или Несчастье от белых перчаток»).
Соч.: Песни скорбного поэта. СПб., 1862; Ба! Знакомые все лица! Рифмы Дебютанта (Скорбного поэта). СПб., 1871.
Лит: Брокгауз; КЛЭ; Масанов; РП; Афиши; Вольф, 1. С. 160; Петербургский вестник // «Пантеон». 1854. Т. 17. Кн. 11. С. 26; Альтшуллер. Театр… 1968 (ук.); Рус. театр. пародия XIX — нач. XX в. М., 1976. С. 778; Сюжеты. С. 89–90, 320.
Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 2. Д. 14059.
Сбоева, С. Жулёв Г.Н. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 292-293.
Читать далее