Настоящая фамилия Горяйнов.
Сын — актер АТ Б.А. Горин-Горяйнов. Театрального образования не получил, окончил Коммерческое училище (1870), после чего играл на любительских и полупрофессиональных сценах, где являлся одной из наиболее знаменитых фигур. За 10 лет переиграл множество ролей, в основном в пьесах А.Н. Островского, а также роли Хлестакова, Репетилова. Весной 1880 Горин-Горяйнову предложено дебютировать в АТ «без официального заявления». В качестве дебюта он показался в трех ролях: Платона Зыбкина («Правда — хорошо, а счастье лучше»), Карандышева и Хлопонина («Злоба дня»). В «Бесприданнице» Г. имел большой успех, особенно в сцене, когда Карандышев узнает об отъезде невесты с Паратовым. Выигрышным было выступление артиста в комедии А.А. Потехина. Несмотря на удачное начало, положение новичка в АТ оставалось неопределенным. И в названных пьесах, и в др. («Две сиротки», «Сверчок») Г. оказывался дублером Н.Ф. Сазонова. Помимо дебютных ролей Г. за 3 года сыграл Сбоева («Подруга жизни»), Перевалова («Семейные расчеты»), Ильюшу («Не в деньгах счастье»), однако и эти пьесы шли редко. Г., привыкшего играть помногу и большие роли, это мало удовлетворяло. Он вновь вышел на клубную сцену. После начала реформ нового управляющего АТ А. А. Потехина, когда были уволены многие талантливые актеры, Г. счел за лучшее уйти сам. С 1983 играл в петербургских клубах, в театре М. Лентовского, в пригородах. Затем гастролировал в провинции (Харьков, 1-е Т-во рус. актеров М.И. Писарева и В.Н. Андреева-Бурлака, Саратов, Уфа, Оренбург, Астрахань, Самара). Возвратившись из провинции в Санкт-Петербург, Г. решил стать антрепренером и первоначально вошел в дело Линской-Неметти (Театр на Офицерской — впоследствии известен как «Фарс» Горин-Горяйнова, С.Ф. Ленни, В.А. Казанского). В труппе театра состояли в разное время Е М. Грановская, С.Ф. Сабуров и др. Успех этого начинания во многом зависел от таланта самого Г. М.О. Янковский назвал Г. «выдающимся комедийным актером, очень сочным и мягким» (Горин-Горяйнов Б.А. Актеры: Из восп. Л.; М., 1947. С. 8). Г. умел насытить свою игру множеством живых деталей, тонко чувствовал жанр пьесы, владел широким спектром комического.
Соч.: комедии «Сиятельный зять», «Законный наследник», «Коммерсант», «Светочи счастья» и др.
Лит. ССД; ТЭ; Горин-Горяйнов Б.А. Актеры: Из восп. М.; Л., 1947. С. 13–78.
Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 2. Д. 24514.
Соколинский, Е. Горин-Горяйнов А.М. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 221-222.
Читать далее