Урожденная Вальберхова.
Дочь балетмейстера И.И. Вальберха, младшая сестра актрисы М.И. Вальберховой, жена актера А.Н. Рамазанова. В петербургскую императорскую Театральную школу поступила в 1803. Будучи воспитанницей вышла на сцену в роли девочки Лиды в популярной в те годы волшебно-комической опере «Леста, днепровская русалка», которая при полном аншлаге шла через день. В апреле 1807 юную исполнительницу зачисли в оперную труппу на «аксессуарные роли маленьких детей». Музыкальная и пластичная от природы, она в балете «Граф Кастелли» исполняла большую пантомимную роль Вильгельма, шестилетнего сына графа Кастелли (которого танцевал ее отец И.И. Вальберх, 1804).
Будучи на гастролях в Москве И.И. Вальберх писал жене: «Шаньку жду с нетерпением, потому что она мне нужна для графа Кастелли; здесь есть дети и меньше ее; но, к чести Шаньки, такой нет, которая бы так хорошо выразила, как оная…» (Вальберх И. Из архива балетмейстера. Дневники. Переписка. Сценарии. М.; Л., 1948. С. 102).
По мере взросления Рамазановой расширялся и ее репертуар. П.Н. Арапов упоминает о Вальберховой — «меньшой» — Иоасе в связи с премьерой трагедии «Гофолия», состоявшейся в октябре 1810 (Арапов С. 206.) На гастролях в Москве (1810–1811), помимо оперы «Днепровская русалка», играла в драме «Наследство».
В 1816 вышла замуж за актера Рамазанова. В это время она занимала «второе амплуа» молодых любовниц, крестьянок и субреток, как в драме, так и в опере. Большая часть сыгранного ею в то время относится к жанру «музыкальной комедии» во всех его многочисленных разновидностях.
По мнению театрального начальства, Рамазанова стояла в одном ряду с А.Е. Асенковой и Е.Я. Сосницкой (РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Д. 112. Л. 10). Но, в отличие от более известных своих коллег, ей достаточно редко доставались «премьерные» роли, чаще это были вводы в давно идущие спектакли («Мельник, колдун, обманщик и сват» — Анюта, «Девишник, или Филаткина свадьба» — Федора) или разовые подмены (например, в водевиле «Свадьба по-гусарски, или Удачный звон» она заменяла Е.Я. Сосницкую, а в волшебном представлении «Замок Риэтти» — А.М. Брянскую). Тому были объективные причины: мать многочисленного — шестеро детей! — семейства практически не могла «держать репертуар». Тем не менее редкий бенефис обходился без ее участия в непременной комической опере или опере-водевиле («Четверть часа молчания» — Людмила, «Странное похищение» — маркиза Альбон, «Фортуна и любовь, или Курочка с золотыми яйцами» — Роза и др.) и в столь же непременном дивертисменте, где она пела русские песни и плясала по-русски и по-цыгански, зачастую вместе с мужем и малолетними детьми.
Об одном из бенефисов, относящихся к 1819, Арапов писал: «Оперетта [„Бабушкины попугаи“] …прекрасно была исполнена Сандуновой, Сосницкой и Рамазановой, последние две были очень грациозны в ролях Терезы и Жоржеты» (Арапов. С. 279). Ему же принадлежит единственная творческая характеристика актрисы: «имела небольшой, но приятный голос и недурна была собою, очень мило играла во многих водевилях» (Там же). Лит.: Арапов. С. 293, 298, 340. Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Д. 112.
Цимбалова, С., Загулина, Г. Рамазанова А.И. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 588-589.
Читать далее