Урожденная Шмелева, по второму браку Фурова.
Происходила из крепостных князя С.Ф. Хованского. В возрасте 12 лет была определена пансионеркой в петербургское императорское Театральное училище (1824–1829), окончив которое вступила в оперную труппу императорского театра на вторые роли. Муж, актер А.Ф. Рамазанов, умер в 1846. Второй муж А. Фуров был хористом оперной труппы.
Долгое время Рамазанова была хористкой, лишь эпизодически играя в спектаклях, в основном заменяя временно отсутствующих актрис. Ее амплуа комических старух определяется в начале 1850-х, когда после смерти Е.Н. Гусевой к ней переходит часть ее ролей. Хотя критик А.А. Григорьев называл ее бездарной (Григорьев. С. 315), Рамазанова была чрезвычайно полезной актрисой, и дирекция просила ее остаться в труппе после выхода на пенсию (1851).
В 1860-е она играла до ста спектаклей в год: Тихоновна («Бобыль»), Пошлепкина («Ревизор»), старуха-гостья («Бедность не порок»), Гавриловна («Воспитанница»).
Другие роли: Аграфена Федоровна («Великодушие, или Рекрутский набор»), Тинхен («Не влюбляйся без памяти, не женись без расчета»), Андроновна («Двумужница, или За чем пойдешь, то и найдешь»), Генриетта Вендель («Жених двух невест, или Невеста двух женихов»), Агафья («Дядюшка-болтушка, или Дверь в капитальной стене»), Акулина Сидоровна Шлыкова («Необыкновенное путешествие щукинодворского купца и благополучное возвращение»).
Лит.: Вольф, 2. С. 146, 147, 167; Григорьев (ук.).
Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Д. 2558.
Майданова, М. Рамазанова О.А. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 589.
Читать далее