Персоналии
Рамазанова мл. Софья Александровна, артистка
Рамазанова мл. Софья Александровна, артистка
Персоналия
Рамазанова мл. Софья Александровна
Годы жизни
1818, Санкт-Петербург - 31.03.(12.04). 1885, Санкт-Петербург
Вид деятельности
Артистка
Период работы в театре
Биография
По сцене Рамазанова мл.; по мужу Смирнова. Дочь актеров А.Н. и А.И. Рамазановых. Воспитанница петерб.ургского императорского Театрального училища. В марте 1836 зачислена в драматическую труппу АТ на вторые роли. Еще воспитанницей принимала участие в спектаклях. В 1831 сыграла «малолетку» Лену («Илья-богатырь»), и за исполнение этой роли ее похвалил рецензент (Санкт-Петерб. вест. 1831. Т. 4. № 42. С. 69. — Б. Пестовский). Сыграла также Жоржету, молодую крестьянку («Любовное зелье, или Цирюльник-стихотворец»), Каролину, жену молодого живописца («Жена соседа, или Мужья в западне»), Розу, дочь садовника («Суженого конем не объедешь, или Нет худа без добра»), одну из дочерей княгини Тугоуховской («Горе от ума»). Поступив на службу, выступала в основном в водевилях в ролях девушек и молодых женщин: Низида («Муж всех жен, или Савойская граница»), Изора («Дом сумасшедших, или Странная свадьба»), Бабета («Страсть сочинять, или Вот разбойники!»), Серафина («Ночной колокольчик»), Гортензия («Стряпчий под столом»), Маша («Гусарская стоянка»), Настенька («Заемные жены, или Не знаешь, где найдешь, где потеряешь»), Мими («Лучший день в жизни, или Урок богатым женихам»). Несмотря на большую занятость в репертуаре, вокальные данные Рамазановой вызывали упреки со стороны некоторых критиков. В отзыве на спектакль «Влюбленный рекрут», где она играла роль девицы Щепкиной, можно прочесть: «Г-жа Рамазанова так мастерски поет от первой до последней ноты, что вы должны или заткнуть себе уши обеими руками, или просто бежать вон из зала» (СП. 1838. 11 нояб.). Возможно, поэтому она рано перешла на роли пожилых женщин и старух; много выступала в комедиях: Еремеевна («Недоросль»), Карповна («Бедная невеста»). Другие роли: Тереза («Жена и зонтик, или Расстроенный настройщик»), Нанетта («Антиевропеец»), Жакелина («Два отца и два сына»), Лилия («Страсть, или Романтизм нынешнего века»), Кларисса («Две женщины против одного мужчины, или Одного вывели — другого провели»), Тереза («Несчастья красавца, или Яд и кинжал»), Маргарита («Молодые ключницы у старых холостяков, или Обочлись в расчете»), Дуняша («Плутни приказчика, или Повадится кувшин по воду ходить, там ему и голову сломить»), Луиза («Сцепление ужасов»), Элиза («Секретарь и повар»). Лит.: РБС; Афиши; Вольф, 1. С. 146, 147, 167. А рх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Д. 8692. Майданова, М. Рамазанова С.А. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 589-590.
Cпектакли
"Секретарь и повар", 1828 (Элиза ( после 1836))
"Илья-богатырь", 1831 (Лена)
"Молодые ключницы у старых холостяков, или Обочлись в расчете", 1833 (Маргарита ( после 1836))
"Страсть, или Романтизм нынешнего века", 1834 (Лилия ( после 1836))
"Заемные жены, или Не знаешь, где найдешь, где потеряешь", 1834 (Настенька ( после 1836))
Показать все (21)