Персоналии
Каменогорский Захар Фёдорович, артист
Каменогорский Захар Фёдорович, артист
Персоналия
Каменогорский Захар Фёдорович
Годы жизни
1781, Санкт-Петербург - ? 09.1832, Санкт-Петербург
Вид деятельности
Период работы в театре
Биография
Настоящая фамилия Штейнберг, Штемберг. Окончил Академию Художеств (1800), служил чиновником в различных ведомствах. В 1810 зачислен в драматическую труппу императорского театра, занимал амплуа благородных отцов и резонеров. Выступал также в ролях стариков и гримов. Являлся «вторым сюжетом» (Вольф, 1. С. 8.) русской драматической труппы. Ученик А.А. Шаховского. Дебютировал в роли Эдипа («Эдип в Афинах»), как вспоминал Р.М. Зотов, «с удивительным успехом» (Зотов. С. 21). В роли Первосвященника («Дебора») во втором дебютном спектакле «имел успех удовлетворительный» (Арапов. С. 204). Современники считали его «артистом весьма приличным и толковым в ролях благородных отцов и резонеров» (Каратыгин. С. 175), «лучшим актером, какого только имеем, для ролей отцов и стариков. Аржир в „Танкреде“ и Пезарро в „Отелло“ делают честь его искусству» (СО. 1820. Ч. 65. № 41. С. 6. — В. Соц). Впрочем, были и менее благожелательные отзывы об игре Каменогорского в роли Пезарро. Отмечались «неприятный голос, какое-то малороссийское наречие и неприличные для трагедии жесты» («Благ.». 1822. Ч. 17. № 3. С. 99. — А. Курганов). В конце 1820-х тон рецензий становится преимущественно хвалебным. Роль отца («Разбойники») он играл «очень и очень хорошо, с чувством и всеми оттенками слабости характера» (СП. 1828. 31 янв.), роль князя Белозерского («Димитрий Донской») «вел он с искусством опытного и хорошего артиста» (СП. 1828. 21 июля. — М.А. Яковлев). Другие роли: барон фон Нейгоф («Сын любви»), комендант Бастилии («Железная маска»), Нестор («Поликсена»), Фридрих Великий («Барон Фельзгейм»), Чадолюбов («Отец семейства»), Велькаров («Урок дочкам), Улисс («Ифигения в Авлиде»), Минин («Пожарской»), Прямиков («Правда глаза колет»), Досажаев («Школа злословия»), Стародум («Недоросль»), Клугер («Александр и София, или Русские в Ливонии»), Бопре («Убийца и сирота»), лорд Герейс («Мария Стюарт»), Вольдемар Фигурс («Иваной»). Написал комедию «Солдат на ночлеге, или Волшебный ужин». Перевел с нем. трагедию И.Ф. Юнгера «Барбаросса, хищник Алжирского трона», пьесы А. Коцебу «Жених и невеста в одной особе», «Привидение в Риденфельгском замке», «Т. П. У. В. О, или Зазывный билет». Лит.: Афиши; Арапов. С. 199, 204, 228, 232, 247, 249, 257, 270, 271, 277–279, 299, 305, 315, 319, 327, 341, 342, 353, 357. Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Д. 244; Оп. 4. Д. 3009. Майданова, М. Каменогорский З.Ф. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 330-331.
Cпектакли
"Дева Орлеанская", 1822 (Филипп Добрый)