Вернуться
Каменогорский Захар Фёдорович, артист
Каменогорский Захар Фёдорович, артист
Персоналия
Каменогорский Захар Фёдорович
Годы жизни
1781, Санкт-Петербург - ? 09.1832, Санкт-Петербург
Вид деятельности
Период работы в театре
Биография
Настоящая фамилия Штейнберг, Штемберг. Окончил Академию Художеств (1800), служил чиновником в различных ведомствах. В 1810 зачислен в драматическую труппу императорского театра, занимал амплуа благородных отцов и резонеров. Выступал также в ролях стариков и гримов. Являлся «вторым сюжетом» (Вольф, 1. С. 8.) русской драматической труппы. Ученик А.А. Шаховского. Дебютировал в роли Эдипа («Эдип в Афинах»), как вспоминал Р.М. Зотов, «с удивительным успехом» (Зотов. С. 21). В роли Первосвященника («Дебора») во втором дебютном спектакле «имел успех удовлетворительный» (Арапов. С. 204). Современники считали его «артистом весьма приличным и толковым в ролях благородных отцов и резонеров» (Каратыгин. С. 175), «лучшим актером, какого только имеем, для ролей отцов и стариков. Аржир в „Танкреде“ и Пезарро в „Отелло“ делают честь его искусству» (СО. 1820. Ч. 65. № 41. С. 6. — В. Соц). Впрочем, были и менее благожелательные отзывы об игре Каменогорского в роли Пезарро. Отмечались «неприятный голос, какое-то малороссийское наречие и неприличные для трагедии жесты» («Благ.». 1822. Ч. 17. № 3. С. 99. — А. Курганов). В конце 1820-х тон рецензий становится преимущественно хвалебным. Роль отца («Разбойники») он играл «очень и очень хорошо, с чувством и всеми оттенками слабости характера» (СП. 1828. 31 янв.), роль князя Белозерского («Димитрий Донской») «вел он с искусством опытного и хорошего артиста» (СП. 1828. 21 июля. — М.А. Яковлев). Другие роли: барон фон Нейгоф («Сын любви»), комендант Бастилии («Железная маска»), Нестор («Поликсена»), Фридрих Великий («Барон Фельзгейм»), Чадолюбов («Отец семейства»), Велькаров («Урок дочкам), Улисс («Ифигения в Авлиде»), Минин («Пожарской»), Прямиков («Правда глаза колет»), Досажаев («Школа злословия»), Стародум («Недоросль»), Клугер («Александр и София, или Русские в Ливонии»), Бопре («Убийца и сирота»), лорд Герейс («Мария Стюарт»), Вольдемар Фигурс («Иваной»). Написал комедию «Солдат на ночлеге, или Волшебный ужин». Перевел с нем. трагедию И.Ф. Юнгера «Барбаросса, хищник Алжирского трона», пьесы А. Коцебу «Жених и невеста в одной особе», «Привидение в Риденфельгском замке», «Т. П. У. В. О, или Зазывный билет». Лит.: Афиши; Арапов. С. 199, 204, 228, 232, 247, 249, 257, 270, 271, 277–279, 299, 305, 315, 319, 327, 341, 342, 353, 357. Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Д. 244; Оп. 4. Д. 3009. Майданова, М. Каменогорский З.Ф. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 330-331.
Cпектакли
"Разбойники", 1814 (Максимилиан Моор, владетельный граф)
"Сражение при Канаде, или Англичанин царь диких", 1818 (Том, хранитель пленных)
"Леар", 1818 (Граф Кент, вельможа Англинский)
"Чертов увеселительный замок", 1818 (Готфрид, Герцог Сенегальский)
"Поликсена", 1822 (Нестор)
Показать все (7)