По мужу Краевская; по сцене Брянская мл. или Брянская 2-я.
Дочь актеров АТ Я.Г. и А.М. Брянских. Получила домашнее образование. Актерскому мастерству обучалась у отца. По ходатайству знаменитого актера 1 янв. 1837 принята в драматическую труппу АТ на роли первых молодых любовниц в драме и трагедии, но с успехом играла и в комедии. Одновременно выступила и как пианистка, обнаружив «талант не менее значительный, как и на драматической сцене» (Одоевский В.Ф. Муз.-лит. наследие. М., 1956. С. 561–562).
Дебютировала 21 дек. 1836 в роли Дездемоны («Дездемона и Отелло, или Венецианский мавр»), выступив в бенефисе отца. «С первых слов, ею произнесенных, мы удостоверились, что она поняла нежное чистосердечие, милую непринужденность этого характера», — писал критик. По его словам, Дездемона в исполнении Б. — «юное, чистое, очаровательное создание, жертва невинной любви» (ЛПРИ. 1837. 2 янв. С. 2). Во второй дебютной роли (княгиня в комедии А.А. Шаховского «Урок женатым»), актриса выявила др. грань своего таланта — веселость, необходимую для комических ролей. «Благородная и почти всегда одушевленная игра ее не может не нравиться просвещенным зрителям; в ней заметна веселость — необходимое свойство для ролей комических, так редко встречаемое даже в лучших артистах» (Там же. 1837. 22 мая. С. 198).
Благородна и естественна была юная артистка в роли Марии («Керим Гирей, Крымский хан»). В роли Розамунды в одноим. трагедии ей особенно удались патетические сцены. Она исполняла их «столь естественно и прекрасно, что невольно навертывались на глаза священные слезы умиления». Голос актрисы выражал «изумление, и отчаяние, и ужас; в нем слышалась вся история будущих страданий Розамунды». Поражала драматизмом сцена прощания с Генрихом. «В каждом слове Б. дрожала растерзанная горестью душа, преображенная своим несчастием. Из глаз ее не текли слезы, но они лились в звуках ее голоса...» (ЛПРИ. 1837. 9 окт. С. 398. — Е.Ф. Розен). В роли Груни («Двумужница, или За чем пойдешь, то и найдешь») она стремилась побороть бесхарактерность героини, обогатив ее образ «постоянной привязанностью к Башлыку». Главные достоинства игры Б. в этой роли — «русская простота, наивность и грациозность» (ЛПРИ. 1837. 4 дек. С. 479).
Др. роли: Катарина («Венецианская актриса»), Сидония («Волшебница Сидония»), Гертруда («Дом Аспенов»).
Лит.: Вольф, 3. С. 53, 64.
Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Д. 7508.
Майданова, М. Брянская А.М. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 131-132.
Читать далее