Персоналии
Каратыгина (Сморова) Клеопатра Александровна, артистка
Каратыгина (Сморова) Клеопатра Александровна, артистка
Персоналия
Каратыгина (Сморова) Клеопатра Александровна
Годы жизни
10(22).01.1848, Санкт-Петербург - ?, 1934, Ленинград
Вид деятельности
Артистка
Звание
Заслуженная артистка РСФСР
Период работы в театре
1886 — 1888, 1903 — 1911
Биография
Урожденная Глухарева, начинала выступать на драматической сцене под псевдонимом Сморова. Принадлежала к артистической семье. Ее отец, А.А. Глухарев, служил скрипачом в оркестрах петербургских императорских театров. Мать, О.П. Глухарева (урожд. Обольянинова), пела в императорском хоре русской и итальянской опер. Дед, А.И. Глухарев, играл наперсников в трагедиях и упомянут А.С. Пушкиным, бабушки А.И. Гусева и Е.И. Ежова были актрисами. Муж А.А. Каратыгин (племянник В.А. и П.А. Каратыгиных) — провинциальный актер. С 5 лет Каратыгина играла в АТ детские роли, с 7 — выступала в пьесах «Двумужница», «Уголино», «Русалка», танцевала в водевиле «Вечный жид» с Ю.Н. Линской и П.А. Каратыгиным. В 8 лет поступила в частный пансион и начала обучаться балетному танцу, одновременно исполняя в балетах и операх партии амуров и пейзанок. В 13 была принята в петербургское императорское Театральное училище, в балетный класс. Знаменитая в ту пору французская актриса Л. Фей-Вольнис, приглашенная для работы с учениками во французских пьесах, занимала Каратыгину в драматических спектаклях, давала ей уроки. «…Под ее руководством я прошла роли Тизьбы в „Анжело“, леди Грей („Дети Эдуарда“), Марии Тюдор, Лукреции Борджиа. 6-го авг. 1866 г. в Красносельском театре в присутствии царя я сыграла, вместе с Вольнис, роль графини во французской пьесе „Qui trop embrasse mal étreint“», — вспоминала Каратыгина в автобиографии. (Актеры и режиссеры. М., 1928. С. 349). В 1866 Каратыгина завершила образование и следующие 3 года танцевала в труппе балета АТ. В 1869 в городке Сувалки началась ее деятельность драматической актрисы: она играла небольшие роли, пела в водевилях и исполнила роль старухи («Гувернер») — первую в ряду работ своего будущего главного амплуа. С 1870, после вступления в брак, выступала в Минске, Самаре (у А.А. Рассказова), Перми, Екатеринбурге, Ирбите, Сибири и на Дальнем Востоке. Актриса писала в дневнике: «Репертуар мой был самый разнообразный: серьезные первые характерные роли Кабановой в „Грозе“ или Мурзавецкой в „Волках и овцах“ перемежались с партией Мефистофеля в оперетте Эрве „Фауст наизнанку“ или опереттой же „Все мы жаждем любви“; я пела куплеты, романсы, даже главные оперные партии, например, в „Роберте-дьяволе“, и танцевала в дивертисментах» (РиТ. 1930. № 4. С. 10–11). В 1882 Каратыгина играла в московском театре Солодовникова, в 1883 — у Ф.А. Корша. Летом того же года совершила турне с артистами московского Малого театра во главе с Г.Н. Федотовой, выступая в первых ролях «старух» и «гранд-дам», комических и характерных. С тех пор участвовала в подобных поездках в течение 17 лет. Сезоны 1886/87 и 1887/88 служила в АТ в тех же амплуа. Затем выступала в петербургском театре Фантазия, работала в Одессе (у Грекова), в Новочеркасске (у Н.Н. Синельникова), сезон 1895/96 — в петербургском Театре Литературно-артистического кружка А.С. Суворина (по рекомендации А.П. Чехова), с 1896 по 1903 — в труппе московского Малого театра. Здесь ее лучшими ролями считались Чебоксарова («Бешеные деньги»), Феклуша («Гроза»), Зыбкина («Правда — хорошо, а счастье лучше»), Лизавета Богдановна («Месяц в деревне»). В 1903 Каратыгина вновь вошла в труппу АТ и работала в нем более 8 лет. Среди ее немногочисленных работ этого периода были и прежние, и новые роли: Бетти Штурган («Воспитатель Флаксман»), Юлия Обридж («Лорд Квекс»), Лизавета Богдановна («Месяц в деревне»), Манефа («На всякого мудреца довольно простоты»), Ревекка Штроман («Жанина»), Эльфрида («Фея-каприз»), Марта («Фауст»), Феклуша («Гроза»), г-жа Пернель («Тартюф»), m-lle Bienaimée («Где тонко, там и рвется»), Надежда Францевна («Виноватая»), Ципсер («Звезда»), Зинаида Савишна («Иванов»), княгиня Чернопятова («Перед зарею»). С 1911 Каратыгина выступала на разных частных сценах, сезон 1916/17 — в петербургском Малом (Суворинском) театре, позднее в неск. коллективах артистов. С 1919 до конца жизни была актрисой БДТ, где, несмотря на почтенный возраст, занимала видное положение. Лит.: ССД; Юбилеи. К.А. Каратыгина // Бирюч. 1919. № 19–20. С. 369–370. Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 5. Д. 760. Сбоева, С. Каратыгина К.А. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 338-339.