Персоналии
Каратыгина (Перлова) Александра Дмитриевна, артистка
Каратыгина (Перлова) Александра Дмитриевна, артистка
Персоналия
Каратыгина (Перлова) Александра Дмитриевна
Годы жизни
16 (27).04.1777, Санкт-Петербург - 25.05 (06.06).1859, там же, похоронена на Смоленском кладб.
Вид деятельности
Артистка
Период работы в театре
1794 — 1825 (?)
Биография
Урожденная Полыгалова, по сцене до замужества Перлова. Воспитывалась в петербургской Театральной школе и обучалась (1791) «танцовать» (АДИТ. Отд. II. С. 395). С 15 авг. 1794 выпущена из воспитанниц школы (раньше положенного срока по случаю выхода «в замужество» за А.В. Каратыгина, выпущенного вместе с ней) в русскую труппу с окладом 300 руб. (РГИА. Ф. 497. Оп. 4. Д. 3. Л. 107); в 1796–400 руб. в год. (АДИТ. Отд. III. С. 30); в 1799–600 руб. (Там же. Отд. II. С. 529; РГИА. Ф. 497. Оп. 16. Д. 688. Л. 18); в 1802–900 руб. (Там же. Ф. 497. Оп. 4. Д. 48. Л. 23 об.). Каратыгина играла роли первых любовниц в трагедиях, драмах и комедиях. Отличалась искренностью, естественной эмоциональностью, женственным обаянием при незаурядной красоте и грации. Особенно славилась в ролях героинь мещанских драм, в которых она вполне обладала «даром слез» (Жихарев. С. 363), т.е. умела растрогать зрителей: Елиза («Отец семейства» Н.Н. Сандунова, 1798), Лиза («Лиза, или Торжество благодарности», 1802), Варвара («Великодушие, или Рекрутский набор», 1803), Лиза («Лиза, или Следствия гордости и обольщения», 1803). Лучшая роль этого периода — Эйлалия («Ненависть к людям и раскаяние», 1797): «В игре этой актрисы много драматического чувства, много безыскусственной простоты, которая действует на душу и нечувствительно увлекает ее» (Там же. С. 362–363). В 1811 Каратыгина «за долговременную и усердную службу и выучение ролей актрисы Сахаровой» (уволенной на пенсион) перевели на ее амплуа — благородных матерей с окладом в 2500 руб. (РГИА. Ф. 497. Оп. 4. Д. 58. Л. 70). «Отличительная сторона ее таланта заключалась в изображении глубоких чувств матери: по отзывам старинных театралов, в этих ролях она тогда не имела соперниц на русской сцене» (Каратыгин. С. 29). Одна из лучших ролей этого плана — Берта («Гусситы под Наумбургом в 1432 году», 1806). Впоследствии, когда Коцебу уже не был так популярен, некоторые зрители находили, что Каратыгина «играла нехорошо, все всхлипывала, и не глаза, а горло казалось у нее вечно исполненным слез» (Вигель Ф.Ф. Записки. М., 2000. С. 139). Каратыгина вышла на пенсион в полный оклад — 2500 руб. с января 1818 (РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Д. 1562), но продолжала иногда играть. Каратыгина имела 12 детей, из которых в живых остались 4 сына и дочь. Двое ее сыновей, Петр и Василий, стали известными актерами. Изв. роли: Ильмена («Синав и Трувор», 1794), Драгима («Троякая женитьба», 1794), Прекраса («Начальное управление Олега», 1794), Евгения («Истинный друг», 1794), Прелеста (Кларисса) («Лжец» П. Корнеля, 1796), Констанса («Нечаянности», 1796), Альзира («Альзира, или Американцы», 1797), Магделона («Жеманные щеголихи», 1799), Надежда («Боязливый, или Домовыми изувеченный», 1800), Всемила («Следствия невинной лжи», 1800), Милослава («Русалка», ч. 1, 1803), Софья Постанова («Слуга двух господ» Ж.-Ф. Роже, переделка комедии К. Гольдони, вольный пер. с франц. Е. Лифанова, 1804), Милена («Отец по случаю», 1805), Олимпия («Волшебница Сидония», 1805), Эдельмона («Отелло, или Венецианский мавр», 1806), Ольга («Пожарской», 1807), Регана («Леар», 1807), Сандалин («Железная маска» Г. Цшокке, 1806), Мариамна («Ирод и Мариамна», 1808), Клитемнестра («Электра и Орест», 1809), Амасека («Сульёты, или Спартанцы осьмнадцатого столетия», 1809), Гекуба («Поликсена», 1809), Иосафева («Гофолия», 1810), Андромаха («Андромаха» Расина, 1810), Елизавета («Мария Стюарт, королева Шотландская», 1810), Царицея («Царицея и Улис», 1811), Соломония («Маккавеи», 1813), Маня («Крестьяне, или Встреча незваных», 1814), г-жа Бертран («Два сержанта, или Великодушные друзья», 1825). Лит.: Брокгауз; РБС; ТЭ; Черейский; Арапов. С. 107, 123, 125, 132, 135, 139, 158, 162–165, 174, 175, 180, 182, 183, 190, 193–195, 200, 204, 206, 207, 209, 221, 253, 256, 269, 270, 289, 303, 339, 340, 344, 357, 367, 373; Каратыгин (ук.). Старикова, Л. Каратыгина А.Д. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 336.
Cпектакли
"Дева Орлеанская", 1822 (Королева. мать Карла VII)