Родоначальник актерской династии Самойловых. Самойлов — артист оперы, тенор, реже исполнял баритональные партии и играл драматические роли. Родом из московских купцов, учился пению у А.М. Крутицкого. Современники с сожалением отмечали недостаточность образования Самойлова, иначе он со «своим неслыханным тенором — огромным, звучным, приятным, доходящим до сердца, с своими сценическими способностями мог бы быть одним из величайших драматических певцов в свете» (Жихарев. С. 401).
Самойлов был первым исполнителем на русской сцене более 60 партий в операх К. Кавоса, Ф. Антонолини, С. Давыдова, А. Титова, Дж. Россини, В.-А. Моцарта, Д. Обера, Д. Чимарозы, А. Алябьева и др. Владел искусством трансформации, мог играть несколько ролей в одном спектакле. Пользовался успехом и в комической опере, и в партиях лирико-драматических и героических (Дон Жуан, «Немой в горах Сиерры-Морены» Френцля, 1820; Матвей, «Иван Сусанин» К. Кавоса, 1815; Уберт, «Отец и дочь» Паэра, 1822 и др.).
Среди драм. ролей: Архип («Великодушие, или Рекрутский набор»), граф Пронский («Новый Стерн»), бард Уллин («Фингал»), граф («Полубарские затеи, или Домашний театр»), Амфион («Семела, или Мщение Юноны»). Трагически погиб — утонув в Финском заливе.
Лит.: Брокгауз; РБС; ТЭ; МЭ; Пружанский; Арапов. С. 162, 163, 165, 166, 170, 172, 173, 176, 179, 183–185, 192, 194, 195, 201, 205, 214, 215, 218–224, 226, 227, 231, 232, 234–237, 242–244, 251, 255, 256, 258, 262–264, 267, 269, 271, 272, 276, 279, 289, 292, 294, 295, 298, 300– 302, 309, 310, 315, 317, 320, 325, 333, 336, 338, 340, 345, 346, 353, 354, 358, 359, 363, 367–369, 372, 378, 382; Вольф, 1. С. 10, 15, 20, 23, 26, 41; Каратыгин (ук.); Вигель (ук.); Гозенпуд (ук.).
Золотницкая, Т., Ряпосов, А. Самойлов В.М. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 625.
Читать далее