Вернуться
Семёнова Екатерина Семёновна, артистка
Семёнова Екатерина Семёновна, артистка
Персоналия
Семёнова Екатерина Семёновна
Годы жизни
7(18).11.1786, Санкт-Петербург - 13(25).03.1849, Санкт-Петербург, похоронена на Тентелевом (Митрофаниевском) кладб., в 1936 прах перезахоронен в Некрополе мастеров иск-в Александро-Невской лавры
Вид деятельности
Артистка
Период работы в театре
Биография
Семёнова большая. В замужестве княгиня Гагарина. Сестра — актриса Н.С. Семёнова. Официально дочь дворовых смоленского помещика Путяты Дарьи и Семена, подаренных им учителю Кадетского корпуса П.И. Жданову, по слухам, незаконная дочь помещика или учителя. В 1796 отдана в петербургскую Театральную школу. На сцене петербургского императорского театра еще ученицей играла большие роли: Нанину в комедии Вольтера «Нанина, или Побежденный предрассудок» (1803), Антигону («Эдип в Афинах», 1804), пела Милославу в комич. опере («Русалка», ч. 1, 1804). Училась у И.А. Дмитревского, несколько лет после школы готовить роли ей помогал А.А. Шаховской. С первых лет службы Семёнова поражала зрителей естественностью, бурным темпераментом, классической красотой. Героини Озерова, сыгранные Семёновой, упрочили славу юной актрисы как идеальной исполнительницы чувствительных стихов, естественно, «натурально» — в лексиконе того времени — изображавшей на сцене любовь. Моина («Фингал», 1805), Ксения («Димитрий Донской», 1807), Поликсена (одноименная трагедия, 1809) вызывали восторги зрителей. Но в критических отзывах мелькали обвинения в «холодности» и отстраненности, что указывало на некоторое несовпадение художественной манеры драматурга с манерой Семеновой, которая была трогательна и нежна, но не слезлива, в отличие от ее предшественницы А.Д. Каратыгиной. В этот период Семёнова много играла в мещанской драме, особенно в пьесах Коцебу: Сидонию («Волшебница Сидония», 1805), Кору («Дева солнца», 1805), Мальвину («Эдуард в Шотландии, или Ночь изгнанника», 1805), г-жу Джонсон («Черный человек», 1805), Софью («Утешенная вдова, или Примирение двух братьев», 1806), Наталью («Изгнанное семейство, или Корсиканцы», 1806). Роли того же типа Семёнова играла и в русских драмах С.Н. Глинки, Н.И. Ильина, в комедии и старой русской стихотворной трагедии Я.Б. Княжнина, Н.П. Николева, пела в комической опере речитативные партии (Милославу, Милолику — «Князь-невидимка», 1805). В 1808–1812 в связи с гастролями в России m-lle Жорж (М.Ж. Веймер) началось соперничество Семёновой и французской трагической актрисы. Благодаря занятиям с Н.Н. Гнедичем по искусству декламации Семёнова превзошла соперницу. «Сия превосходная актриса при самом вступлении своем на театр пленяла нас развивающимся своим талантом в трогательных ролях… но талант ее в полной мере открылся уже в роли Гермионы, в роли, исполненной сильнейшей страсти и, следовательно, несравненно труднейшей тех» («Благ.». 1819. Ч. 6. № 11. С. 322. — И. [И.Е. Измайлов]). До Гермионы («Андромаха» Ж. Расина, 1810) Семёнова сыграла Аменаиду («Танкред», 1809) и Заиру (одноим. трагедия Вольтера, 1809). После Гермионы в негласном соревновании с Жорж были сыграны Гофолия (одноим. трагедия, 1810), Меропа (одноименная трагедия, 1811) и Ариана (одноименная трагедия, 1811). Французская актриса пленяла поклонников чистотой стиля, а русская поражала сочетанием силы страстей с нежностью, трогательностью в их выражении. Итог соревнования подвела Жорж своеобразным комплиментом: «Я иногда деревеню свои чувства, но m-lle Semenowa блистает всюду» (Репертуар русского театра. 1841. Т. 2. Кн. 10. С. 36. — М. М.). Позднее Семёнова сыграла основных трагических героинь: Клитемнестру («Ифигения в Авлиде», 1815), Андромаху («Гектор, или Не рой другому яму, сам в нее упадешь», 1815), Эсфирь (одноим. трагедия, 1816), Камиллу («Горации», 1817), Медею (одноименная трагедия, 1819), Федру (одноименная трагедия, 1823). Современники отмечали: «Она совершенно переселяется в играемую ею ролю: зритель никогда не видит в ней самой ее, но Клитемнестра, Медея, Аменаида попеременно являются в ней со всем своим величием, со всею силою страстей их» (СО. 1823. Ч. 84. № 9. С. 78. — Д.). Поражала тонкость в разработке переходов от одной страсти к другой, от одного душевного движения к другому. Семёнова — первая русская актриса, о паузах которой писали критики. А.С. Пушкин так отзывался об оригинальности дарования Семёновой: «она образовалась сама собою», «никогда не имела подлинника», «говоря об русской трагедии, говоришь о Семеновой — и, может быть, только об ней» (ПСС: В 10 т. Изд. 2-е. М., 1958. Т. 7. С. 9–10). В 1826 Семёнова вышла замуж за И.А. Гагарина (от которого имела к тому времени четверых детей), покинула театр и уехала в Москву. Здесь иногда принимала участие в любительских спектаклях. В последний раз выступила в Петербурге в благотворительном спектакле в зале Энгельгардта в 1846, в сценах из «Медеи» — коронной своей роли. Княгиня Гагарина часто бывала по делам в Петербурге. В один из приездов заболела тифом и умерла. Другие роли: Ирта («Ермак, покоритель Сибири», 1804), Наталья («Наталья, боярская дочь», 1805), Лиза («Модная лавка», 1806), Варвара («Великодушие, или Рекрутский набор», 1807), Корделия («Леар», 1807), Кларанса («Влюбленный Шекспир», 1807), Мария («Мария Стюарт, королева Шотландская», 1809), Ситти («Карл XII при Бендерах», 1810), Офелия («Гамлет, принц Датский», 1810), Ифигения («Ифигения в Тавриде» А. Латуша, 1811), Ольга («Пожарской», 1814), Лиза («Лиза, или Следствия гордости и обольщения», 1814), Антигона (одноим. трагедия В.В. Капниста, 1814), Амалия («Разбойники», 1814), Маруся («Козак-стихотворец», 1815), Эльмира («Молодые супруги», 1815), Паллада («Аполлон и Паллада на севере» А. И. Шеллера, пролог, 1818), Дездемона (Эдельмона) («Отелло», 1818), Гекуба («Поликсена», 1822), Саша («Воздушные замки», 1823), Гертруда («Гамлет, принц Датский», 1824), Зарема («Керим Гирей, Крымский хан», 1825). Лит.: Брокгауз; РБС; ТЭ; Черейский; Арапов. С. 209, 210, 212, 223, 226, 228, 237, 242, 243, 245, 247, 249, 255, 257, 262, 263, 271, 273–275, 294, 314, 317, 318, 320, 324, 328, 329, 333, 335, 336, 338–340, 342, 345, 354–357, 359, 363, 367–369, 372, 374, 381, 382; Вольф, 1. С. 2–4, 6, 7, 14, 15, 17; Плетнев П. А. Сочинения и переписка: В 2 т. СПб., 1885. Т. 1. С. 5.; Каратыгин (ук.); Жихарев (ук.); Аксаков. Т. 2. С. 351–353, 362, 364, 368, 380, 381, 385–387; Родина Т.М. Рус. театр. иск-во в нач. XIX в. М., 1961 (ук.); Медведева И.М. Екатерина Семенова: Жизнь и творчество трагической актрисы. М., 1964; Беньяш Р.М. Катерина Семенова. Л., 1987; Владимирова, Кулиш (ук.). Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Д. 3223. Сомина, В. Семенова Е.С. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 644-645.
Cпектакли
"Нанина, или Побежденное предрассуждение", 1802 (Нанина (1803))
"Великодушие, или Рекрутский набор", 1803 (Варвара ( с 1807))
"Русалка", часть 1, 1803 (Милослава ( 1804))
"Дева солнца", 1804 (Кора ( с 1805))
"Ермак, покоритель Сибири", 1804 (Ирта)
Показать все (52)