Вернуться
Алексеев Александр Алексеевич, артист
Алексеев Александр Алексеевич, артист
Персоналия
Алексеев Александр Алексеевич
Годы жизни
1822, Санкт-Петербург — 07(19).12.1895, Москва, похоронен на Ваганьковском кладб.
Вид деятельности
Период работы в театре
01.04.1839 — 14.11.1842, 1854 — 1882
Биография
Настоящая фамилия Киленин Был приписан к купеческому сословию. Обучался во Второй петерб. гимназии, затем — в петерб. имп. ТУ. В 1839 зачислен в драматическую труппу. Играл в основном роли водевильных простаков и слуг. В 1843–1854 годы выступал на провинциальной сцене. По возвращении занимал то же амплуа. За 30 лет службы был удостоен звания Почетного потомственного гражданина. После увольнения непродолжительное время содержал частную антрепризу (1894). 9 мая 1839 дебютировал в роли Падчерицына («Хороша и дурна, и глупа и умна»), в к-рой когда-то выступал Н. О. Дюр. «Критика не заметила в дебютанте большого таланта, но нашла, что игра его развязна и непринужденна» (Вольф, 1. С. 82). «На него можно было смотреть без скуки», — заметил один из рецензентов, откликаясь на игру артиста в этой роли (ЛПРИ. 1839. 29 мая. С. 434. — Л. Л. [В. С. Межевич]). Др. дебютная роль — Жовиаль («Стряпчий под столом»), также из репертуара Дюра, к-рый создал образ старика-живчика, отличающегося «подвижностью, энергией и огнем», оказалась неудачной, слишком однообразной; он явил «своеобразный тип, неприятно поражающий как однотонною трескотнею разговора, так и неуместною вертлявостью движений» (Максимов. С. 39). В 1842 выступал в Харькове в труппе Л. Ю. Млотковского, затем — в разл. городах юга России и везде играл лакеев и слуг. Однообразие приемов и склонность к фарсовой игре — качества, которые он вынес из 11-летней гастрольной жизни. Вернувшись в Петербург, насаждал их и на александринской сцене, играя те же роли: Жан («Тереза»), Лычкин («Первое июля в Петергофе»), Леверже («Любовное зелье, или Цирюльник-стихотворец»), за что резко осуждался в прессе: «У Вас всегда один и тот же паричок с лысинкой и гладко выстриженным затылком, крошечные сосисками бакенбарды, затем сюртук или пиджак, конечно, панталоны, а затем уже ровно ничего, кроме думы о том, чтобы скорее спустить спектакль» (ПЛ. 1879. 19 нояб. С. 2). Др. роли: Емеля («Простушка и воспитанная»), Бобчинский («Ревизор»), Простаков («Недоросль»), подьячий («Димитрий Самозванец»), Аякс («Прекрасная Елена»), Недоростков («Шутники»), Добчинский («Ревизор»), Лисичкин («Дочь русского актера»), Квасов («Дядюшкин фрак и тетушкин капот»), Андрей («Житейская школа»), Колифуршон («Слабая струна»), форштмейстер («Новая шалость, или Театральное сражение»), Костыльков («Бедовая девушка»), Пятаков («Сергей Ананьевич Пятаков»), Коршунов («Бедность не порок»), Петухов («Что имеем, не храним, потерявши, плачем»). Соч.: Восп. актера А.А. Алексеева. М., 1894. Лит.: Борисоглебский (ук.); Вольф, 1. С. 97, 98, 106, 174; Вольф, 3. С. 9,10, 16, 32, 40–42, 46, 69; Максимов. С. 38, 39; ПЛ. 1879. 6 нояб. С. 3. Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Д. 8101; Оп. 2. Д. 14599. Майданова, М. Алексеев А.А. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 70-71.