Старший из трех сыновей фигуранта балетной труппы, бывшего танцовщика крепостного Шкловского театра Г.Е. Беккера.
После окончания петерб. Театр. школы в нояб. 1829 был определен в драм. труппу на роли слуг в комедиях и «водевильные карикатуры» и, почти одновременно, занял должность письмоводителя при канцелярии директора театров. В первое десятилетие сценическая деятельность Б. ограничивалась «лакейским» амплуа, вплоть до лон-лакея на водах, сыгранного в 1837 в комедии «Два мнения» вслед за И. И. Сосницким и в его острохарактерной манере. На рубеже 1840-х репертуар Б. заметно изменился именно в эту сторону. Появились собственно «водевильные карикатуры»: граф Зефиров («Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка»), барон Кох («Лев Гурыч и Ульяна Осиповна Синичкины, или Он у нее первый, а она у него вторая»), скупердяй Похлебов («Петербургские квартиры»), содержатель кабинета восковых фигур Ищейкин («Ужасы на шестом этаже, или У страха глаза велики»). Сюда же, вполне в духе первого сцен. прочтения «Женитьбы», должно отнести и роль Анучкина (тогда, по требованию цензуры, он именовался Хожалкиным).
От умершего в 1840 А.В. Воротникова Б. унаследовал так называемые «роли немцев»: учитель Вральман («Недоросль»), гувернер Янсон («Именины благодетельного помещика, или Неожиданная свадьба в селе Сверчкове»), подмастерье Шустер («Первое июля в Петергофе»). Наконец, в эти же годы Б. отличился в ролях Хайлова и Пустевича, придав им портретное сходство со всем известными А.Л. Эльканом и В.С. Межевичем. Автор нашумевших водевилей «Ложа первого яруса на последний дебют Тальони» и «Авось! или Сцены в книжной лавке» признал «копии» «очень удачными» (Каратыгин. С. 229–230). А просвещенный зритель, более того, счел, что «в этом копировании заключалась вся заманчивость» (Вольф, 1. С. 88).
В 1843 был назначен «главным режиссером московских театров» (РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Д. 1552. Л. 13). По свидетельству современников, именно ему мы обязаны самим появлением этой должности (см.: Шуберт А.И. Моя жизнь. Л., 1929. С. 122; Нильский. С. 172). Как и большинство режиссеров того времени, Б. активно занимался пополнением театрального репертуара обеих столиц за счет собственных переводов и переделок французских пьес (напр., «Женатый проказник, или Рискнул, да и закаялся»; «Новичок, или Рекрут-волокита» и др.). Сц. долгожителем стал приписываемый ему оригинальный водевиль «Хлопчатая бумага, или У страха глаза велики», поставленный в АТ в 1847 с А.Е. Мартыновым в главной роли.
Лит.: Некр.: СП. 1848. 27 авг. С. 766.
Цимбалова, С. Беккер Н.Г. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 103-104.
Читать далее