Урожденная Лилиенфельд, по мужу Юрковская.
Муж — режиссер АТ Ф.А. Федоров-Юрковский, дочери — актрисы М.Ф. Андреева и Н.Ф. Юрковская (Кякшт).
Происходила из мещан Риги. Воспитывалась в петербургском императорском Театральном училище. В 1861 была принята в императорскую труппу и оставлена на год пансионеркой училища. На сцене АТ начала выступать в «водевилях с переодеванием», иногда участвовала в комедиях. Наиболее полно проявила себя в оперетте. Уже в 1-й опереточной постановке «Десять невест и ни одного жениха» в роли Гидальги, мексиканки, «50 раз в течение одного сезона бывшая балетная артистка Лелева, одна из последних представительниц Асенковской традиции, срывала неизменные аплодисменты зажигательным испанским танцем» (Державин К. Эпохи Александринской сцены. Л., 1932. С. 92). Спектакль шел с 1864 по 1870 и в 1877.
В водевилях и оперетте Лелева тяготела к амплуа травести. К основным ее опереточным работам относились Купидон, Эвридика («Орфей в аду», с 1865 по 1876), Орест, Елена («Прекрасная Елена», с 1868 по 1878), Мефистофель («Фауст наизнанку», с 1869 по 1872), Леони, танцовщица («Все мы жаждем любви», с 1869 по 1876). Вместе с тем со временем актриса часто играла в комедиях, иногда — в драмах.
В репертуар Лелевой в АТ входили роли: Поленька, сирота («Новички в любви»), Гастон, ученик («Учитель и мельничиха, или Воспитание и природа»), Мими, модистка («Беззаботная»), Анетта, жена племянника («Комедия с дядюшкой, или Новые портреты с натуры»), Глаша, внучка («Бедовая бабушка»), Евгения, сестра («Бабушкины грешки»), Офелия Кузьминишна («Гамлет Сидорович и Офелия Кузьминишна»), Верочка, дочь Лисичкина («Дочь русского актера»), Эрнестина («Званый вечер с итальянцами»), Жанетта, служанка («Не бывать бы счастью, да несчастье помогло»), Лизанька («Хоть шуба овечья, да душа человечья»), Наташа Грядкина, танцовщица («Лучше никогда, чем поздно»), Катерина Ивановна, Мария Петровна, дочь Бояркиной («Беда от нежного сердца»), Варинька («Глухой всему виной»), Софья Андреевна Арматова («Жена или карты»), Володя, сын Кубарева («Семейные тайны»), Любочка, сестра («Харьковский жених, или Дом на две улицы»), Верочка («Дамский вагон») и др.
Нелестно отозвалась о Лелевой, «типичной представительнице амплуа ingenue», М.Г. Савина: «Бойкость, миловидность, развязность — вот и все, что давали эти артистки в своем творчестве. Они играли по трафарету, по штампу, играли свое амплуа, далекое от жизни, от наблюдений действительности» (Горести и скитания. Л., 1927. С. 153, 154). Исследователь оперетты считал Лелеву «талантливой, хотя и узко-водевильной актрисой» (Янковский М. Оперетта: Возникновение и развитие жанра на Западе и в СССР. Л.; М., 1937. С. 228).
Лит.: Афиши; Мичурина-Самойлова В.А. Полвека на сцене АТ. Л., 1935. С. 162, 260; Мария Федоровна Андреева. Переписка. Восп. Ст. Док-ты. Восп. о М.Ф. Андреевой. М., 1961. С. 9–18; Макаров Л.А. Развивая судеб свиток… Материалы к родословной: Юрковские-Быченские-Рёмеры-Ралли-Макаровы. М., 2016. С. 166–185.
Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 2. Д. 18413.
Сбоева, С. Лелева М.П. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 412.
Читать далее