Персоналии
Зубров (Иванов) Пётр Иванович, артист, драматург, переводчик
Зубров (Иванов) Пётр Иванович, артист, драматург, переводчик
Персоналия
Зубров (Иванов) Пётр Иванович
Годы жизни
11 (23).06.1822, по др. свед. 1823, Санкт-Петербург - 09 (21).12.1873, там же, похоронен на Новодевичьем кладб.
Вид деятельности
Артист, драматург, переводчик
Период работы в театре
Биография
Сын ювелира, по окончании гимназии отец послал его за границу учиться ремеслам. Но Зубров с детства увлекался театром, по возвращении недолго играл в провинции, с 1850 — в АТ. Свободно владея иностранными языками, Зубров переводил и слегка приспосабливал к русским нравам водевили, в основном французских авторов, которые шли на сценах Петербурга и Москвы: «Провинциальная невеста и петербургские женихи», «Записная книжка», «Малый» и др., и даже одну драму «Честное слово». Написал он и оригинальные водевили в духе «натуральной школы»: «Глухой всему виной», «Антрепренер-аферист». Портрет Зуброва дал А.А. Нильский в «Закулисной хронике»: «В жизни это был весьма подвижный, веселый, занимательный человек, не лишенный ума и наблюдательности» (С. 190). Образ жизни, по его свидетельству, Зубров вел весьма беспорядочный, любил проводить ночи в веселых компаниях, пил вино, играл в карты. Он был всегда нарядно одет, курил дорогие сигары, старался смешить окружающих. Свою выгоду он ставил выше всего, поэтому, будучи членом Театрально-литературного комитета, голосовал только за те пьесы, где для него была удачная роль. О даровании Зуброва Нильский говорил: «Это был талант самородный, возбуждавший, однако, удивление одною страстью: у него были две крайности — или он был в порученной ему роли безукоризненно хорош, или просто-таки никуда не годен» (Там же). А.А. Григорьев придерживался иной точки зрения. Он отмечал, что в русской труппе есть «артисты очень умные, как г. Зубров, который никогда не испортит никакой роли» (Григорьев. С. 250), называл Зуброва «одной настоящей полезностью» (Там же. С. 277) или «честной полезностью» (Там же. С. 280), хотя отсутствие актерского темперамента у Зуброва заставило критика один раз уточнить: «вполне полезный и добросовестный, но крайне однообразный артист» (Там же. С. 315). Зубров был на сцене (в отличие от жизни) человеком рассудочным, тщательно отрабатывал роли, он умел достоверно показать представителей определенного жизненного уклада и профессии. Он переиграл массу ролей писарей, квартальных, подьячих, лакеев, деревенских парней, купчиков и т. п. Иногда Зубров прибегал и просто к портретному сходству своих персонажей с известными людьми: в роли Простоты («Свет не без добрых людей») копировал министерского чиновника (см.: Вольф, 3. С. 14). Показательно исполнение им роли стряпчего Захара Захарыча в комедии «В чужом пиру похмелье» (1856): его персонаж «вышел до того живым, что, кажется, нельзя ни выкинуть, ни прибавить ни одной черты к этому художественному воспроизведению его. Посмотрите на этого человека, небритого, с облезшими волосами, одетого в лохмотья… Когда он пишет, руки его трясутся, а говорит он хриплым басом… человеческое унижение выставлено г. Зубровым с беспощадной верностью» (СПбВед. 1856. 29 янв.). Зубров играл купца Неуеденова («Праздничный сон — до обеда», 1857), Кулигина («Гроза», 1859), стряпчего Рисположенского («Свои люди — сочтемся!», 1861), Мыкина («Доходное место», 1863), Силана («Горячее сердце», 1869) и др. В 1871 Зубров возобновил для своего бенефиса «Ревизора», но роль Городничего славы ему не принесла. Здоровье Зуброва было подорвано разгульным образом жизни. В февр. 1873 он подал прошение об отставке. Др. роли: писарь Ягодкин («Паутина»), квартальный («Новейший оракул»), квартальный («Благородные люди»), Черемухин («Омут»), подьячий («Ипохондрик»), Курицын («Грех да беда…»), Кучумов («Бешеные деньги»), Шуйский («Борис Годунов»), Евтихий («В мутной воде»), Константин («Чужое добро впрок нейдет»), Федька («Солдат-балагур, или Дружба дружбой, а служба службой») и др. Лит.: Брокгауз; РБС; ТЭ; РП; Вольф, 1. С. 145–147, 158, 161, 175; Вольф, 3. С. 8, 9, 11, 14, 16, 18, 21, 23, 24, 26–30, 32, 33, 35–37, 39, 42, 44–46, 48, 49, 51, 52, 60, 65; Суворин А. С. Театр. очерки (1866–1876). СПб., 1914. С. 2, 19, 31, 41, 90, 100, 101, 115, 218, 219, 346, 349, 365; Некр.: Голос. 1873. 12 дек.; Новости. 1873. 12–17 дек. Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 2. Д. 12613. Данилова, Л. Зубров П.И. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 308.