Настоящая фамилия Подраменцева, по мужу Соболева.
Дочь актера АТ Г.Н. Стремлянова, младшая сестра актрисы АТ М.Г. Савиной. Родство это сыграло решающую роль в жизни Стремляновой. Она рано начала играть в провинции. Сестра к этому времени уже прославилась, и возникло соперничество между сестрами, продолжавшееся всю недолгую жизнь Стремляновой. С 1874, со времени поступления старшей сестры на императорскую сцену, мечта об АТ не оставляла Стремлянову. В 1874 дирекция отказала ей в дебюте, и Стремлянова два года играла на клубных сценах, причем только репертуар М.Г. Савиной. В 1876 дебютировала и была зачислена в труппу АТ. Стремлянова была очень хороша собой, красивее сестры, на этом и основывались ее претензии на превосходство. Она пользовалась большим успехом у мужчин, еще в 1874 в Саратове за ней ухаживал и сватался к ней М.И. Писарев. Но Стремлянова его отвергла. В 1879 вышла замуж, родила сына, которого после смерти сестры воспитывала М.Г. Савина.
После ее дебюта в роли Дашеньки («Мишура») современник записал: «Юная артистка, не обладавшая самобытным талантом, владела в сильной степени даром подражательности. Взявши сестру за образец, она копировала ее игру поразительно верно. Все интонации, позы, жесты, мимика были совершенно те же. Не видевшие оригинала оставались вполне довольны копиею» (Вольф, 2. С. 58). В некрологе А.А. Соколов напишет: «С госпожою Савиной ей соперничать было совершенно невозможно, а другого репертуара она завоевать себе не могла» (Суфлер. 1883. 22 дек. С. 1). Нежелание быть самой собой, стремление превзойти сестру именно в ее ролях погубило Стремлянову. М.Г. Савина пыталась помочь Стремляновой, приглашая ее в свои бенефисные спектакли, проходила с ней некоторые роли. Так, например, известно, что А.Н. Островский просил дать роль Сусанны в пьесе «Красавец-мужчина» Е.М. Левкеевой, но дирекция по просьбе Савиной, которая обещала подготовить Стремлянову, передала роль ей. Островский сам предложил Стремляновой роль Ирины в «Последней жертве» (1877). Актрисе недоставало умения очерчивать и разнообразить характеры. Ф.А. Бурдин писал драматургу о роли Тани («Женитьба Белугина», 1878), сыгранной в бенефис Савиной: «Стремлянова играла совершенно так же и то же, что в „Последней жертве“» (Островский и Бурдин. С. 242). Видимо, поэтому автор отверг Стремлянову как исполнительницу роли Липочки в пьесе «Свои люди — сочтемся!» в 1878.
Другие роли: Лиза («Горе от ума», 1877), Раиса («Выгодное предприятие», 1877, Стремлянова и Савина играли роли сестер-соперниц), Верочка («Паутина», 1878).
Лит.: Вольф, 3. С. 58, 60, 61, 63, 65, 67, 68; Некр.: Суфлер. 1883. 22 дек. С. 1; Савина М.Г. Горести и скитания. Л., 1983. С. 30, 31, 35, 36, 58–62, 64, 88, 90, 107–110, 113, 124, 129, 130, 169, 202.
Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 2. Д. 23858; ОР РНБ. Ф.106. Д. 85.
Сомина, В. Стремлянова Е.Г. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 694-695.
Читать далее