Настоящая фамилия Иванов.
Жена — актриса АТ С.С. Трофимова (урожд. Самойлова, по мужу Иванова).
Происходил из обер-офицерских детей. Учился в 3-й петербургской гимназии (не окончил). В 1862–1869 служил канцеляристом в конторе императорских театров. Актерскую деятельность начал в театре в Лесном под Петербургом (сер. 1870-х). Играл в Нижнем Новгороде, был режиссером Ораниенбаумского театра. Уже в провинции «приобрел имя как актер, грешивший несколько утрировкой» (Плещеев. С. 82).
В АТ играл небольшие характерные, преимущественно комические, роли: Кальдельяр («Джек»), Выжигин («Петербургский анекдот с жильцом и домохозяином»), Петров («Горькая судьбина»), Шерц («Дело»), Тугоуховский («Горе от ума»), Уховертов («Ревизор»), Вральман («Недоросль»), Шагаев («Листья шелестят»), Шашиморин («Русский человек добро помнит»), Архип («Грех да беда на кого не живет»), Акиба («Уриэль Акоста») и др. «Для комических ролей Александра Трофимовича природа наградила счастливой внешностью. Он был худ как спичка и имел необыкновенно длинный нос» (Там же). Известность Трофимов приобрел как драматург в середине 1860-х жанровыми сценками из жизни средних слоев населения Петербурга, или, как выразился А.И. Вольф, «столичного пролетариата» (Вольф, 2. С. 32). Сценки «На Песках», «Частная жизнь», «Первый шаг» и другие пользовались успехом и долго держались в репертуаре.
В 1879 в пьесе Трофимова «В золоченой клетке» блистала М.Г. Савина, передавшая «с психологической правдой всю эту нехитрую, но выхваченную из жизни драму» (СПбВед.1879. 28 апр.). Продолжая писать жанровые сценки, в 1880-х Трофимов перешел и к более серьезным вещам. Соединение натуралистических и сатирических линий позволило ему создавать неприглядную картину существования помещиков и купечества. Одну из его пьес — «Правые и виноватые» (1881), резко обличавшую аристократов, — даже запретили к постановке. Другая пьеса Трофимова, «Пчела и трутни» (1883), расстановкой сил, конфликтом и характеристикой персонажей (мещанского мира Кивниковых, воспитанника-труженика Мити Васильева, веселой, презирающей убогий быт Нины) предвосхищала «Мещан» А.М. Горького.
Соч.: Петербург на улице и дома: Рассказы и очерки. СПб., 1874; Сб. театр. пьес для дом. и любительских спектаклей: В 2 т. СПб., 1881; Драм. арабески. Сцены-монологи. СПб., 1883.
Лит.: Вольф, 2. С. 32, 36, 51, 64, 69, 73, 74; Гнедич. С. 4, 5, 8, 14, 15, 18– 28, 30, 32–35, 37–40, 42–46, 55.
Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 5. Д. 3105.
Данилова, Л. Трофимов А.Т. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 730.
Читать далее