Персоналии
Панова Глафира Викторовна, артистка
Панова Глафира Викторовна, артистка
Персоналия
Панова Глафира Викторовна
Годы жизни
21.04 (03.05). 1869, Москва - 1943, Нижний Тагил
Вид деятельности
Артистка
Период работы в театре
01.09.1895 — 1907
Биография
По мужу Гильдебрандт. Награждена большой золотой медалью (1906). В АТ 1895–1907. С 1890 была замужем за актером, театральным деятелем, критиком и переводчиком Н.Ф. Гильдебрандтом, по сцене Арбениным. Дочь - артистка АТ О.Н. Арбенина (Гильдебрандт). В 1887 окончила Драматические курсы московского императорского Театрального училища и вошла в труппу Малого театра. Первые же появления актрисы на сцене в пьесах «Княгиня Курагина» и «Цепи» (роль гимназистки Нюты) оказались успешными, заинтересовали зрителей и театральных обозревателей (см.: Новости сезона. 1897. № 313. С. 2). Дебютанткой взялась руководить заслуженная артистка императорских театров Н.М. Медведева. Уроки актерского мастерства ей давал Арбенин. Панова выступала в амплуа «инженю драматик», среди ее основных ролей: Лаура («Севильский обольститель»), Софья («Горе от ума»), Соколова («Симфония»), Актея («Смерть Агриппины»), донья Рафаэль («Граф де Ризоор»), Сашенька («Предрассудки»). В созданиях юной Пановой критики находили «много поэтичности, тонкого изящества, мягкой женственности», пробужденных «не столько размышлением, обстоятельным анализом роли, сколько особенностями ее собственного душевного и артистического склада» (Артист. 1895. № 45. С. 189). В 1895 вместе с мужем перешла в труппу АТ, дебютировала ролями Иоланты («Дочь короля Рене») и Лауры («Севильский обольститель») «и очень тепло была встречена публикой и печатью» (ТиИ. 1897. № 35. С. 617). Внимание к себе привлекла «искренностью, простотою и задушевностью исполнения». «В этой молодой артистке есть что-то свежее, оригинальное. В „Дочери короля Рене“ она очень хороша… ни на минуту не изменяет общему настроению роли, которой придает своеобразный сказочный характер» (Театрал. 1896. № 83. С. 105. — С. Т.). Лучшими работами актрисы в АТ стали: Лаура («Бой бабочек»), Раиса («Выгодное предприятие»), Аксюша («Лес»), Юлинька («Доходное место»), Негина («Таланты и поклонники»). С искусством Пановой была знакома и провинция, где она гастролировала сначала вместе с М.Н. Ермоловой, а затем с К.А. Варламовым и В.В. Стрельской. В 1907 оставила сцену — вышла на пенсию. Другие роли в АТ: Анжелика («Благодетельный брюзга»), Агнеса («Фрицинька»), донья Лусия («Благочестивая Марта»), Марья Петровна («Дикарка»), Марьица («Каширская старина»), княжна Екатерина Алексеевна Долгорукая («Наталья Борисовна Шереметева»), Адда («Гибель Содома»), Таня («Женитьба Белугина»), Анна Павловна Оброшенова («Шутники»), Купавина («Волки и овцы»), Артемида («Ипполит»), Маша («Чайка»), Амелия Зиберт («Школьные товарищи»), Анна Николаевна («Пустоцвет»), Анфиса Васильевна («Соловушка»), Ольга Трофимовна («На распашку»). Лит.: Ан. Современное иск-во // Рус. мысль. 1892. № 2. С. 126; Театр и музыка. Варшавский дневник // Новости дня. 1893. 2 июня; Хроника. Г.В. Панова // ТиИ. 1897. № 35. С. 617; Юрьев (ук.); Малый театр СССР, 1824–1974: В 2 т. М., 1978 (ук.); Альтшуллер А. Сюжет для небольшого рассказа // Невское время. 1995. 31 янв. С. 5; Толмачев М.В. Бутылка в море. М., 2002. С. 140. Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 5. Д. 729; ОР СПбГТБ. Ф. 31. Сбоева, С., Кузовчикова, Т., Ряпосов, А. Панова Г.В. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 537