Вернуться
Яблочкина 1-ая Серафима Васильевна, артистка
Яблочкина 1-ая Серафима Васильевна, артистка
Персоналия
Яблочкина 1-ая Серафима Васильевна
Годы жизни
31.03 (12.04).1842, Санкт-Петербург - 24.03 (05.04).1898, Москва, похоронена на Ваганьковском кладб.
Вид деятельности
Артистка
Период работы в театре
Биография
Урожденная Сорокина. Жена актера и режиссера русской драматической труппы А.А. Яблочкина. Старшая дочь — актриса Малого театра А.А. Яблочкина. Рано осиротела и воспитывалась в пансионе, параллельно обучаясь в балетном классе петербургского императорского Театрального училища. При участии С.П. Жихарева была переведена на драматическое отделение и в 1861 сразу после окончания училища принята в АТ на амплуа светских женщин. Дебютировала на сцене АТ (1862) в роли Марфы Петровны в комедии «Испорченная жизнь». Во время дебютных спектаклей актриса «не произвела особого впечатления» (Вольф, 2. С. 26), ее дарование раскрылось позже — в провинции и на московской сцене. Вместе с падчерицей Е.А. Яблочкиной и мужем, посланным в Тифлис для устройства местной труппы, на протяжении нескольких сезонов (с перерывами на возвращение в АТ) выступала на тифлисской сцене под псевдонимом Михайлова, с успехом исполняя первые роли: Катерина («Гроза»), Сашенька («Светские ширмы»), Любовь Павловна («Гражданский брак»). В то же время Яблочкина оставалась актрисой АТ и официально числилась в отпуске. В 1874 была уволена за невозвращение из отпуска. Сезоны 1875– 1877 Яблочкина провела в Одессе, где также выступала в первых ролях. В 1877 Яблочкина стала актрисой Малого театра, где и служила до конца жизни. В московской императорской труппе занимала амплуа благородных матерей, самая известная роль этого периода — Гертруда в «Гамлете». Роли в АТ: Эмма («Три пощечины, или Молодые на разных половинах»), Лидочка («Свадьба Кречинского»), Марьица («Каширская старина»), Ксения («Борис Годунов»), Катенька («Отрывок из комедии»), княгиня Вера («Свекровь»), Раиса («На хлебах из милости»), Наташа («Приемыш). Лит.: Брокгауз; ТЭ; Борисоглебский (ук.); Вольф, 3. С. 26, 44, 50, 52; С.В. Яблочкина: По поводу двадцатипятилетия ее артистической деятельности // Артист. 1891. No 17. С. 146; Серафима Васильевна Яблочкина // ЕИТ. 1891/92. С. 251–252; Некр.: ТиИ. 1898. No 13. С. 261; Суворин А.С. Театр. очерки, 1866–1876. СПб., 1914. С. 288, 359, 450, 451; Симонова С. Древо династий // Театр. 1974. No 10. С. 76; Яблочкина А.А. 75 лет в театре. М., 1977. С.30–31,60–63; Немирович-Данченко Вл.И. Рождение театра: Восп., статьи, заметки, письма. М., 1989. С. 312. Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 2. Д. 17980. Филиппова, С. Яблочкина С.В. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 821.
Cпектакли
"Свадьба Кречинского", 1856 (Лидочка, дочь Муромского (1862 г.))
"Приемыш", 1860 (Наташа (1862))
"Испорченная жизнь", 1861 (Марфа Петровна ( 1862 г., дебют))
"Три пощечины, или Молодые на разных половинах", 1862 (Эмма)
"Горе от ума", 1862 (Наталья Дмитриевна Горич (с 28.09.1864))
Показать все (14)