Вернуться
Яблочкина 2-ая Евгения Александровна, артистка
Яблочкина 2-ая Евгения Александровна, артистка
Персоналия
Яблочкина 2-ая Евгения Александровна
Годы жизни
1852 - 28.12.1912 (10.01.1913), Санкт-Петербург
Вид деятельности
Артистка
Период работы в театре
Биография
По мужу Журина. Отец — А.А. Яблочкин, актер и режиссер. Мать — А.С. Яблочкина (Медведева), актриса. Муж — Н.А. Журин, актер. Яблочкина рано потеряла мать, воспитывалась в петербургской Мариинской женской гимназии. К сцене была хорошо подготовлена отцом, который на момент ее дебюта (1868) был не только актером АТ, но и старшим режиссером драматической труппы. Дебютной для Яблочкиной стала роль Верочки в водевиле «Дамский вагон», где она играла вместе с отцом, имевшим в тот день бенефис. На протяжении года Яблочкина служила в АТ без жалованья, только в 1869 с ней был заключен контракт. Молодая актриса сразу завоевала любовь публики в первых ролях и ролях ingénue. «После Брошель и Куликовой-Шуберт не было милее актрисы на это амплуа» (Вольф, 2. С. 41). Я. зарекомендовала себя актрисой, которая могла исполнять роли самого широкого диапазона, избегая актерских клише, «в таланте ее одинаково ярки были элементы лиризма, мечтательности и трогательности... и черты задора, юмора и веселья» (ЕИТ. 1912. Вып. 7. С. 123). Среди лучших ролей в АТ: Верочка («Шутники»), Полина («Доходное место»), Катя («По духовному завещанию»), Софья («Прежде маменька»). Как и многие другие актеры, семья Яблочкиных подолгу играла в провинции (в основном в Тифлисе), на императорской сцене числясь в отпуске. Яблочкины выступали в Тифлисе под другими фамилиями. Так, Яблочкина выходила на тифлисскую сцену под псевдонимом Светланова. По словам видевшего ее в тот период Вл.И. Немировича-Данченко, актриса «была одной из талантливейших ingénue того времени» (Рождение театра: Воспоминания, статьи, заметки, письма. М., 1989. С. 312). В 1874 Яблочкина вместе со второй женой отца С.В. Яблочкиной 1-й была уволена из АТ за невозвращение из отпуска. Петербургская карьера Яблочкиной оборвалась на самом пике: «О Яблочкиной 2-й нельзя было не пожалеть, так как в то время лучшей ingénue y нас не было» (Вольф,2.С.52).Все роли Яблочкиной Перешли к М.Г. Савиной. В 1877 Яблочкина просила о новом дебюте на сцене АТ, но ей было отказано. Вместе с мужем играла в театрах Одессы, Киева, Харькова, Казани и других провинциальных городов. С возрастом Яблочкина перешла на роли комических старух. Одной из лучших ролей в этом амплуа стала Пошлепкина в «Ревизоре». В ноябре 1901 Яблочкина получила несколько писем от управляющего русской драматической труппой П.П. Гнедича с предложением «весною 1902 года сыграть две дебютных роли на сцене Алексадринского театра, — и вновь вернуться на ту сцену, которую Вы так давно покинули» (СПбГМТиМИ. Ф. 210. ГИК 7028/131). Однако предполагаемое возвращение не состоялось. В последние годы жизни Яблочкина была пансионеркой Убежища императорского русского общества для престарелых артистов. Другие роли в АТ: Зина («Ангел доброты и невинности»), Кис-Кис («Чайный цветок»), Глаша («Каширская старина»), Агния («Не все коту масленица»), Надежда Васильевна («Ошибки молодости»), Лиза («Горе от ума»). Лит.: ТЭ; Вольф, 1. С. 170; Вольф, 2. С. 103, Вольф, 3. С. 41, 45, 48–53; Пальмский Л. Вести из провинции // Театр и жизнь. 1889. 3 февр. С. 3; Некр.: ТиИ. 1913. No 1. С. 5; Суворин А.С. Театр. очерки, 1866–1876. СПб., 1914. С. 234, 238, 288, 359, 375, 451; Яблочкина А.А. 75 лет в театре. М., 1977. С. 55, 60; Филиппова С.А. Евгения Яблочкина. Забытое имя знаменитой династии // Жевержеевские чтения: Творцы и собиратели. Материалы научной конференции 6–7 октября 2016 г. СПб.: СПбГМТиМИ, 2016. С. 120–125. Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 2. Д. 21850, Д. 25519; ЦГАЛИ СПб. Ф. 89. Оп. 1–1. Д. 2. Л. 37; СПбГМТиМИ. Ф. 210. ГИК 7028/132. Филиппова, С. Яблочкина А.С. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 820-821.