Начал артистическую карьеру в юном возрасте, играл в провинции. В труппу АТ был принят на «неопределенное амплуа» (Нильский. С. 196). По словам Нильского, сам Б. так объяснял причины своего поступления на императорскую сцену: «Ведь я должен был идти в солдаты, а это человеку с возвышенными идеями не легко. Что было делать? <...> Думал-думал и надумал поступить в театр. Это был единственный якорь спасения» (Там же. С. 197). По мнению актера А.А. Плещеева, «дарованиями Бог Бродникова не наградил» (Плещеев. С. 74.), играл он «плохо, но всегда стараясь создать что-то необычайное, мудрое» (Там же. С. 76).
Дебютировал в 1865 в роли купца Русакова в комедии «Не в свои сани не садись». По словам критика, Б. «оказался очень плохим лицедеем и вследствие этого был ошикан» (Рус. сцена. 1865. 6 окт. С. 4), но в императорскую труппу был принят в 1866 г. Играл князя Куракина и несколько мелких ролей в драматическом представлении Н.А. Чаева «Димитрий Самозванец», воеводу Измайлова («Смерть Ляпунова»), полковника Дебору («Смерть Кромвеля»), Алексея Басманова и станичника Хлопко («Князь Серебряный»), Василя Барковского («Мазепа»). Впервые критика отметила его в роли боярина Висковатова в трагедии И.И. Лажечникова «Опричник». В игре Б. «было видно то, что автор выразил — угнетенность и сильное желание, не жалея своей жизни, принести пользу земству» (НВ. 1868. 5 янв. С. 2).
Большое место в репертуаре Б. занимали роли слуг: лакей («Любители»), сторож волостного правления Берендюк («Любишь кататься, люби и саночки возить»), дворецкий («Самоуправцы»), слуга Трофим («Каков в колыбельку, таков и в могилку»), извозчик Сидор («Обоз»), дворник («Ошибки
молодости» и «Откуда сыр-бор загорелся»), кучер («Виноватая»), трактирщик Левелье («Женщины-арестанты»), лакей Степан («Курьерская свадьба»), дворецкий Иоганн («Роковой шаг»), посыльный («Бракоразводный процесс»), старший трактирный слуга Андрей («Нищие духом»), слуга Лаженесс (Весна) («Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность»), лакей Федор («Свадьба Кречинского»), кучер Федор («Муж знаменитости»). Играл он также роли крестьян: крестьянин-домохозяин Сидор («Любишь кататься, люби и саночки возить»), крестьянин Иван Федоров (в шуточных сценах «В деревне»), шутов (шут Вале в комедии «Одно слово министру») и др.
Много ролей исполнил Б. в пьесах А. Н. Островского. Кроме Русакова это роли Дикого («Гроза»), работника Жука, а затем Бессудного («На бойком месте»), купца («Пучина»), предводителя восстания на Волге крестьянина Григория Лапшу («Козьма Захарьич Минин, Сухорук»), мурзы Асан-Ураза («Тушино»), камердинера Василия («Бешеные деньги»), крестьянина («Волки и овцы»), кучера («Бедная невеста»). В комедии «Женитьба» Б. играл роль Яичницы, а в «Ревизоре» в 1860-х — Землянику, в 1870-х — полицейского Свистунова.
Др. роли: смотритель Бастилии («Ришелье»), 1-й актер («Гамлет»), директор цирка Шрейер («Геркулес»), коммерческий маклер Сондерс («Любовь и предрассудок»), Молотов («Старый математик, или Ожидание кометы в уездном городе»), судья Суслов («Завтрак у предводителя, или Полюбовный дележ»), бродяга Пшепендовский («Легенда старого замка»), Дорман («Тридцать лет, или Жизнь игрока»), отставной прапорщик, помещик Ушица («Дочь русского актера») и др. Тяготясь недостаточным своим образованием, Б. старался «казаться начитанным и умудренным житейским опытом» (Нильский. С. 196). Это не мешало современникам относить Б. «к числу оригинальных и остроумных личностей», называть его «незаурядным остряком» (Там же). Наружностью Б. обладал «заметной» (Плещеев. С. 74) и малопривлекательной. Плещеев описывал его как толстяка «с лысой головой, в очках, с баками в виде котлеток, с перстнями на толстых коротких пальцах» (Там же). Нильский добавляет к этому портрету описание «крошечных постоянно моргавших глазок» и «красных, всегда влажных рук» (Нильский. С. 196). Скромное содержание актера императорского театра Б. дополнял заработком «театрального агента»: он занимался рекомендацией и поставкой актеров на провинциальные сцены. Кроме этого Б. был известен как режиссер. Ставил феерии и драматические представления в балаганах на Марсовом поле, а также в частных театрах в Павловске, Ораниенбауме и др.
Во время репетиций в балагане одного из спектаклей, который он режиссировал, Б. заболел. У него образовалась горловая чахотка. Болезнь развивалась быстро, и по настоянию врачей Б. уехал в Крым, где и скончался.
Лит.: РБС; Вольф, 3. С. 33, 45; Гнедич. С. 5–6, 9, 11, 14, 21, 24, 26–29, 32, 34, 36–38; Островский и Бурдин. С. 264; Некр.: Театр. мирок. 1886. 25 окт.; Театр и жизнь. 1886. 25 окт.
Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Д. 6366.
Осоченко, Е., Ряпосов, А. Бродников К.Г. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 127.
Читать далее