В 1836 по выпуске из Театр. школы на службу к театрам был зачислен музыкантом-контрабасистом, с 1842 — актер российской драматической труппы (Васильев 2-й, с 1860 — Васильев 1-й).
Дебютировал в янв. 1842 ролью Полиника в возобновленной по этому случаю трагедии «Эдип в Афинах». «Васильев дебютировал только однажды, но, не выказав особенного дарования, видно, отказался от сцены» («Пантеон». 1843. Кн. 2. С. 231). На сцене, однако, он остался, но бывш. претендента на героическое амплуа трудно было распознать в последовавшей затем длинной череде аксессуарных ролей — особенно «везло» ему на потусторонние силы: тень отца («Гамлет») и короля Генриха VI («Жизнь и смерть Ричарда III»), статуя Командора («Каменный гость») и даже Вельзевул («Необыкновенное путешествие щукинодворского купца и благополучное возвращение»). По офиц. док-там он — «усердный и полезный артист, занимающий роли второго амплуа в драмах и комедиях и заменяющий как дублер в некоторых ролях Каратыгина [П.А.] и Григорьева [П.И.]» (РГИА. Ф. 497. Оп. 5. Д. 511. Л. 47). По мнению не баловавшей его вниманием критики, он — «из лиц, читающих роли со смыслом» («Пантеон». 1845. Кн. 4. С. 257). Ностальгическая интонация более позднего по времени высказывания не в силах скрыть, что «отчетливое исполнение ролей старых слуг, солдат и т. п.» вряд ли имело самостоятельный смысл даже для «постоянных посетителей» АТ: «Исполнение… этих ролей связано с воспоминаниями о творчестве… больших артистов, так, например, кто видел… Самойлова-Ришелье, тот, конечно, помнит и его телохранителя — Васильева, то же самое в „Кречинском“, где Васильев являлся типичным Федором» (Театр и жизнь. 1886. 4 янв.). Для Д.В. Аверкиева В. был примером загубленных «дарований и талантов»: «…играл удивительно… дьяка Осипова в „Дмитрии Самозванце“. Рольку в несколько слов играл так, что подымал весь театр» (Дневник писателя за 1886 год. СПб., 1886. С. 70–71).
Звездным часом для актера стало празднование 50-летия его сценической деятельности в дек. 1885 под овации коллег и зрителей. Ведущие театр. изд. тоже не остались в стороне и поместили на своих страницах развернутые материалы, посв. юбиляру и его празднику. Менее чем через месяц те же изд. печатали некр. В одном из них не без горечи отмечалось, что «приветствия, к которым вовсе не привык артист, не могли не потрясти его, так сказать, до основания и не вырыть ему могилы» (Суфлер. 1886. 12 янв. С. 1).
Лит.: Гнедич. С. 18, 22, 23, 35; Нильский. С. 200, 261; Некр: Театр. мирок. 1886. 11 янв. С. 3.
Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 5. Д. 511.
Цимбалова, С. Васильев В.Г. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 149.
Читать далее