Гуриелли, Гудриэлли, Гуриэли, настоящая фамилия Данилова, по мужу Бебутова.
Скорее всего, профессионального театрального образования не получила. Была замужем за потомком старинного армянского княжеского рода Бебутовых. В сезон 1899/1900 играла на сцене Театра Литературно-художественного общества, затем, спустя годы, вновь поступила в Суворинский театр, где даже выдвинулась в премьерши. Принята в АТ благодаря личной протекции князя С.М. Волконского (во время его директорства). Особых дарований актриса, однако, не проявила, за что и была вскоре уволена. Гуриели тем не менее была довольно известной личностью в художественно-артистических кругах столицы. Она некоторое время пела в оперетте, а также была автором нашумевшего опубликованного в 1903 в «Петербургском листке» романа «Среди бриллиантов», в котором под именем Ротона выведена известная опереточная певица и эстрадная звезда тех лет Наталия Тамара (в прошлом простая крестьянка), удивлявшая весь артистический Петербург своими романсами и драгоценностями. Кроме того, Гуриели играла в драматической труппе Народного дома. Неискушенному зрителю очень нравилась ее игра, а иногда она удивляла и критику наличием подлинного артистического дара. Кроме того, Гуриели стала видным антрепренером в столице. Одним из ее заметных частных проектов был «Летний Малый театр», работавший в 1915 на сцене петроградского «Аквариума» (играла роль Марты в фарсе «Ю-Ю»).
В 1914 в немом фильме режиссера М. Мартова «Огнем и кровью» (картина шла в прокате также под назв. «Злые коршуны», «Зверства немецкого майора Прейскера») сыграла главную роль (Людмилу) в паре с известным эстрадным исполнителем цыганских романсов Юрием Морфесси (директор Энский, ее муж), была и автором сценария этой ура-патриотической картины. В описании фильма (Великий кинемо, 1908–1919: Каталог сохранившихся игровых фильмов России. М., 2002. С. 213) как автор сценария она значится под фам. мужа — Бебутова, а как исполнительница гл. роли — под сц. псевд. Ольга Гуриелли. Известно также, что Г. (опять же под фам. кн. Бебутова) была автором сценария по меньшей мере еще одной «фильмы» — «Дочь падшей», гл. роль в которой сыграла Наталия Тамара.
Лит: Золотницкий Д.И. Фарс… и что там еще? Театр фарса в России, 1893–1917. СПб., 2007. С. 430.
Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 5. № 245.
Лопатин, А. Гуриели О.М. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 238-239.
Читать далее