Из купеческого сословия. Специального образования не получил. На сцену поступил из любви к театру. К дебютам его подготовил Ф.Ф. Кокошкин. В 1822–1833 служил в московской императорской труппе, выступал в ролях второго плана. В 1833 перешел в петербургскую драматическую труппу, где много лет занимал амплуа благородных отцов (см.: Вольф, 1. С. 61): Сурков («Дебютант, или Страсть к театру»), Доримонт («Сто тысяч приданого, или Умный тесть всему голова»), Велькаров («Урок дочкам»), старший лесничий Бальи («Генриетта, или Мщение через два года»), Снастин («Родственники, или Покойник-то не умер»), г-н Дальби («Все для дочери»), Липский («Проказы ревнивых, или Урок перед свадьбой»), Добросердов («Глухой, или Полный трактир»), Тимофей, отец Ермака («Ермак»).
В роли Старого цыгана («Цыганы») он «ясно прочел назначенные ему монологи», однако «речам его недоставало той энергии, которою проникнуты эти чудные стихи у поэта» (ЛПРИ. 1838. 16 июля. С. 573). К середине 1840-х Третьяков, по мнению Р.М. Зотова «сделал большие успехи» (СП. 1845. 16 июля. С. 630), сыграв Миллера («Коварство и любовь») «прекрасно, просто и с большим чувством» (Там же). А.А. Григорьев относил актера к числу полезностей, но при этом отмечал, что он был «настоящей, честной полезностью» (Григорьев. С. 304).
Другие роли: Земляника («Ревизор»), Скотинин («Недоросль»), Ухов («Двумужница, или За чем пойдешь, то и найдешь»), Брустверов («Ссора, или Два соседа»), Давид («Кин, или Гений и беспутство»), Ададуров («Князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский»), Судбин («Новый Стерн»), Бертран («Дочь скупого»), Чекалинский («Хризомания, или Страсть к деньгам»), Шумилов («Недовольные»), Дон Гомец («Меринос»).
Лит.: Вольф, 1. С. 113, 132, 161; Теряев И. Некр. замечательных и изв. лиц, скончавшихся в России в 1852 году // СП. 1853. 20 янв.
Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Д. 6029.
Майданова, М. Третьяков К.В. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 727.
Читать далее