Вернуться
Третьяков Кузьма (Козьма) Васильевич, артист
Третьяков Кузьма (Козьма) Васильевич, артист
Персоналия
Третьяков Кузьма (Козьма) Васильевич
Годы жизни
1804 (1805?) – 21.02(05.03).1852, Санкт-Петербург
Вид деятельности
Период работы в театре
Биография
Из купеческого сословия. Специального образования не получил. На сцену поступил из любви к театру. К дебютам его подготовил Ф.Ф. Кокошкин. В 1822–1833 служил в московской императорской труппе, выступал в ролях второго плана. В 1833 перешел в петербургскую драматическую труппу, где много лет занимал амплуа благородных отцов (см.: Вольф, 1. С. 61): Сурков («Дебютант, или Страсть к театру»), Доримонт («Сто тысяч приданого, или Умный тесть всему голова»), Велькаров («Урок дочкам»), старший лесничий Бальи («Генриетта, или Мщение через два года»), Снастин («Родственники, или Покойник-то не умер»), г-н Дальби («Все для дочери»), Липский («Проказы ревнивых, или Урок перед свадьбой»), Добросердов («Глухой, или Полный трактир»), Тимофей, отец Ермака («Ермак»). В роли Старого цыгана («Цыганы») он «ясно прочел назначенные ему монологи», однако «речам его недоставало той энергии, которою проникнуты эти чудные стихи у поэта» (ЛПРИ. 1838. 16 июля. С. 573). К середине 1840-х Третьяков, по мнению Р.М. Зотова «сделал большие успехи» (СП. 1845. 16 июля. С. 630), сыграв Миллера («Коварство и любовь») «прекрасно, просто и с большим чувством» (Там же). А.А. Григорьев относил актера к числу полезностей, но при этом отмечал, что он был «настоящей, честной полезностью» (Григорьев. С. 304). Другие роли: Земляника («Ревизор»), Скотинин («Недоросль»), Ухов («Двумужница, или За чем пойдешь, то и найдешь»), Брустверов («Ссора, или Два соседа»), Давид («Кин, или Гений и беспутство»), Ададуров («Князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский»), Судбин («Новый Стерн»), Бертран («Дочь скупого»), Чекалинский («Хризомания, или Страсть к деньгам»), Шумилов («Недовольные»), Дон Гомец («Меринос»). Лит.: Вольф, 1. С. 113, 132, 161; Теряев И. Некр. замечательных и изв. лиц, скончавшихся в России в 1852 году // СП. 1853. 20 янв. Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Д. 6029. Майданова, М. Третьяков К.В. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 727. «Говоря об исполнении этой драмы («Жертва мщения»), нельзя не указать на одушевленную, исполненную простоты и силы, игру г. Третьякова в роли шкипера Бернара. Этот артист имеет свое назначение на театральных досках, но это назначение отнюдь не дружится с амплуа, которое он на себя принял, т е. с амплуа резонеров. Не холодные характеры, не лица, созданные из звонких фраз, удел его. Нет! В этом артисте есть зародыш глубокого энергического чувства, есть добродушие и истина, которые так и рвутся наружу и на своем месте производят то мощное и глубокое впечатление, которым обладает один истинный талант. Мы помним его в небольшой роли Корнеля в драме «Расин», которой он придал столько истины и силы; теперь мы снова видим его в характере добродушного, но сурового моряка, у которого сердце - алмаз, скрытый под грубою корою; в характере, требующем от актера вместе и силы и принуждения, простоты и чувства, добродушия и пафоса, и г. Третьяков исполнил его с совершенством». (Ф.А. Кони. Театральная летопись // Репертуар и пантеон театров. 1847. Том VIII. С. 144).