Вернуться
Асенкова Александра Егоровна, артистка
Асенкова Александра Егоровна, артистка
Персоналия
Асенкова Александра Егоровна
Годы жизни
1796 - 07(19).05.1858, Санкт-Петербург, похоронена на Смоленском кладб.
Вид деятельности
Артистка
Период работы в театре
Биография
В 1814 окончила петербургское императорское Театральное училище. Ученица А.А. Шаховского. С янв. 1816 зачислена в труппу императорского театра. В списках труппы за 1825 (Русская Талия. Подарок любителям и любительницам отечественного театра на 1825 г. СПб., 1825. С. 443) и за 1833 (ЛПРИ. 1833. 22 марта. С. 184) указано, что артистка занимала первые роли служанок, играла в комедиях и водевилях. Мать актеров АТ В.Н. Асенковой и А.Н. Асенкова (Николаева). Критик и мемуарист Р.М. Зотов называл А. «прелестной субреткой» (Зотов. С. 52). Выступать начала еще воспитанницей. Актриса вспоминала, что в роли пансионерки («Ахмет паша, или Дружба женская») она «пребойко билась на рапирах» (ТиМВ. 1857. № 44. С. 494); играла также в комедии «Любовная почта» и водевиле «Женщины-солдаты, или Худо защищаемая крепость». После окончания уч-ща выступала в Молодой труппе на сцене Кушелевского театра. Тогда же дебютировала в роли Марфы («Марфа и Угар, или Лакейская война»), где ее партнером был А. Н. Рамазанов. Артистка «живо и достоверно» изобразила пронырливую бойкую служанку, переодевшуюся в костюм капризной барыни. «Замечательная, бойкая актриса из воспитанниц кн. Шаховского дебютировала отличным образом» (Арапов. С. 231). В комедии «Игра любви и случая» «бойкая Асенкова», по характеристике того же автора, сыграла проворную Лизетту, а в комедиях Шаховского «Урок кокеткам, или Липецкие воды» и «Какаду, или Следствие Урока кокеткам» «мастерски» представила плутовку горничную Сашу. Прославилась актриса ролями субреток в высокой комедии, выступала преим. в мольеровских комедиях и переводных пьесах франц. репертуара. Торжеством А. стали Дорина («Тартюф») и своенравная, взбалмошная Сусанна («Фигарова женитьба»). Многочисленные горничные в ее исполнении были умны и сообразительны, воспитаны не хуже своих барынь, отличались живостью и изяществом. «А.Е. Асенкова была неподражаема в ролях служанок, переняв благородство французских субреток и сохранив русскую характеристику. Она была прелестна собою, удивительно ловка и умела сохранять в игре естественность. Плутовские взгляды, хитрая улыбка, притворство и все проделки служанок она изображала так превосходно, что в самом Париже, отечестве субреток, ей бы отдали справедливость» («Пантеон». 1840. Ч. 1. С. 86. — Ф. В. Булгарин). В критике отмечалось, что в роли хитроумной Анюты («Господин Богатонов, или Провинциал в столице») А. была «натуральна в речах и чувствительно импровизировала» (Сев. наблюдатель. 1817. Ч. 1. № 1. С. 25), в роли Финетты («Расточитель») «оживила всю пьесу и показала отличные дарования» (СО. 1817. Ч. 40. № 35. С. 91. — Ю. Прямосудов [А. Е. Измайлов]), а в комедии «Нечаянный заклад, или Без ключа дверь не отопрешь» играла «весьма ловко» («Благ.». 1822. Ч. 17. № 24. С. 428. — Ст-чъ [C. Старынкевич]). После исполнения ею роли Саши («Воздушные замки») рецензент шутливо заметил: «…Если б, следуя приговору… критиков, вздумали удалить со сцены умных, ловких горничных, то игра Асенковой, конечно, заставила бы бросить это намерение» (СО. 1818. Ч. 48. № 35. С. 138. — Z). В 1830-е играла возрастные роли старых дев и сварливых старух. Др. роли: Аннушка («Сплетни»), Даша («Урок дочкам»), Маша («Тетушка, или Она не так глупа»), Маша («Пустодомы»), Лиза («Говорун»), Жоржетта («Школа женщин»), Франциска («Отплата, или Долг платежом красен»). Соч.: Картины прошедшего: Зап. рус. артистки // МиТВ. 1857. № 36–50. Лит.: Черейский; Арапов. С. 231, 232, 236, 239, 249, 250, 251, 255, 267, 268, 274, 281, 292, 293, 301, 310; Зотов. С. 46, 52; Каратыгин (ук.); СО. 1818. Ч. 47. № 35. С 141. Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Д. 2359. Майданова, М. Асенкова А.Е. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 87.