Вернуться
Семёнова Нимфодора Семёновна, артистка, певица
Семёнова Нимфодора Семёновна, артистка, певица
Персоналия
Семёнова Нимфодора Семёновна
Годы жизни
1788, Санкт-Петербург - 28. 03 (09. 04) 1876, Санкт-Петербург, похоронена на Новодевичьем кладб., в 1936 прах перезахоронен в Некрополе мастеров иск-в Александро-Невской лавры
Вид деятельности
Артистка, певица
Период работы в театре
Биография
Семенова меньшая, по мужу Лестрелен. Сестра актрисы Е.С. Семеновой. Воспитанница петербургской Театральной школы. Ученица А.А. Шаховского и К.А. Кавоса. В августе 1809 зачислена в труппу императорского театра на амплуа «невинных». По условиям контракта играла в операх и водевилях в качестве первой певицы роли молодых принцесс, первых любовниц, невинных любовниц, крестьянок. Дебютировав на сцене в роли Милославы («Русалка», 1807), непродолжительное время выступала на драматической сцене. В роли Федры («Ариана»), по мнению критики, проявила «полноту чувств», а в манере произносить стихи — «благородство» (Сев. Меркурий. 1811. № 11. С. 175). Сыграла также Анюту в комедии «Рассудительный дурак, или Англичанин» и Софью в драме «Хижина, спасенная казаком, или Признательность». К 1815 перешла на водевильно-оперный репертуар; с успехом выступила в роли Вениамина («Иосиф Прекрасный»), а сельскую девушку Аннету («Жоконд, или Искатели приключений») играла «со всею свойственною ей и приличною сей роли простотою, легкостью и приятностью» (Рус. инвалид. 1815. 3 февр. С. 38. — К. [В.И. Козлов]). Ее Сандрильона в одноименной опере была «особенно прелестна», Роза-любовь («Красная Шапочка») «очаровательно прелестна»; в роли молодой наивной Розины («Арестант»), по мнению современника, она была «пленительна и пела куплеты прекрасно» (Арапов. С. 226, 279). В роли Наташи («Женщина-лунатик») современники отмечали «необыкновенную грациозность» актрисы и «непостижимую отчетливость» в сцене лунатизма (СП. 1830. 11 окт.; Арапов. С. 303). В роли Целины («Немой в горах Сиерры-Морены») актриса нравилась тем, что «точно передавала просторечие, добрый нрав своей героини и ее горесть, отчаяние в трагической ситуации». «Она хорошо пела, но играла неподражаемо» («Благ.». 1822. Ч. 18. № 24. С. 428. — С. Старынкевич). Еще один современник писал: «Голосок у нее был только что изрядный, зато быть милее ее в игре было трудно» (Вигель Ф. Ф. Зап. М., 2000. С. 259). Наряду с хорошей игрой ее успеху как оперной певицы способствовала и яркая сценическая внешность, что отмечали все современники. По восп. А. Я. Головачевой-Панаевой, «это была русская красавица в классическом стиле — высокая, стройная, с необыкновенно нежным цветом лица, с синими большими глазами и как смоль черными волосами» (Восп. М., 1986. С. 23). Ф.В. Булгарин видел в ней «живую, одушевленную грацию». «Прелестные черты лица, глаза, исполненные огня и нежности, рост, стан и при том все приемы, все движения составляли вместе полное совершенство» («Пантеон». 1840. Ч. 1. С. 85). Вигель считал, что тип ее внешности «выполняет все условия русской красоты: белизну груди, полноту и румянец щек, живость в очах, тонкость и пристойную веселость в улыбке» (Вигель. С. 259). Наибольший успех выпадал на долю актрисы в ролях, в которых она была особенно эффектна, т. е. там, где требовались «пригожество, грация, наивность или ловкость» (Арапов. С. 246): Весталка в одноименной опере, в образе которой современники видели живое воплощение типа классической римлянки; в роли Иоанны («Иоанна д’Арк, или Дева Орлеанская») публике нравился первый выход актрисы в изящно-воинственном костюме; в опере Шаховского «Новая суматоха». В своей любимой роли Юлии («Ромео и Юлия») она последний раз вышла на сцену. Уволена в октябре 1829 без выслуги 2-х лет. С конца 1810-х жила в гражданском браке с графом В.В. Мусиным-Пушкиным. После его смерти стала женой французского подданного, писателя и журналиста А. Лестрелена. Другие роли: Сервилия («Титово милосердие»), Милолика («Добрыня Никитич, или Страшный замок»), Матильда («Елизавета, королева Английская»), Аннета («Сорока-воровка»), Роза («Молодая вспыльчивая жена»), Изора («Рауль, Синяя Борода»), Каролина («Тайный брак»), Камилла («Подземелье замка Убальдо»). Лит.: Брокгауз; РБС; ТЭ; Пружанский; Черейский; Арапов. С. 209, 221, 223, 225, 226, 232, 237, 242, 244, 246, 249, 251, 255, 263, 269, 271, 276, 279, 292, 24, 298, 300, 302, 303, 305, 309, 310, 315, 318, 325, 326, 333, 340, 346, 353, 359, 363, 364, 378, 382; Вольф, 1. С. 9, 10, 20, 26; Каратыгин (ук.); Зотов. С. 50, 52, 56. Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Д. 1859. Майданова, М. Семенова Н.С. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 646-647.
Cпектакли
"Русалка", часть 4, 1807 (Милослава)
"Рассудительный дурак, или Англичанин", 1810 (Анюта)
"Ариана", 1811 (Федра)
"Водовоз, или Двухдневное приключение", 1813 (Маркелина, дочь Микели (1818))
"Хижина, спасенная козаком, или Признательность", 1814 (Софья)
Показать все (13)