Семенова меньшая, по мужу Лестрелен.
Сестра актрисы Е.С. Семеновой. Воспитанница петербургской Театральной школы. Ученица А.А. Шаховского и К.А. Кавоса. В августе 1809 зачислена в труппу императорского театра на амплуа «невинных». По условиям контракта играла в операх и водевилях в качестве первой певицы роли молодых принцесс, первых любовниц, невинных любовниц, крестьянок. Дебютировав на сцене в роли Милославы («Русалка», 1807), непродолжительное время выступала на драматической сцене. В роли Федры («Ариана»), по мнению критики, проявила «полноту чувств», а в манере произносить стихи — «благородство» (Сев. Меркурий. 1811. № 11. С. 175). Сыграла также Анюту в комедии «Рассудительный дурак, или Англичанин» и Софью в драме «Хижина, спасенная казаком, или Признательность».
К 1815 перешла на водевильно-оперный репертуар; с успехом выступила в роли Вениамина («Иосиф Прекрасный»), а сельскую девушку Аннету («Жоконд, или Искатели приключений») играла «со всею свойственною ей и приличною сей роли простотою, легкостью и приятностью» (Рус. инвалид. 1815. 3 февр. С. 38. — К. [В.И. Козлов]). Ее Сандрильона в одноименной опере была «особенно прелестна», Роза-любовь («Красная Шапочка») «очаровательно прелестна»; в роли молодой наивной Розины («Арестант»), по мнению современника, она была «пленительна и пела куплеты прекрасно» (Арапов. С. 226, 279). В роли Наташи («Женщина-лунатик») современники отмечали «необыкновенную грациозность» актрисы и «непостижимую отчетливость» в сцене лунатизма (СП. 1830. 11 окт.; Арапов. С. 303). В роли Целины («Немой в горах Сиерры-Морены») актриса нравилась тем, что «точно передавала просторечие, добрый нрав своей героини и ее горесть, отчаяние в трагической ситуации». «Она хорошо пела, но играла неподражаемо» («Благ.». 1822. Ч. 18. № 24. С. 428. — С. Старынкевич). Еще один современник писал: «Голосок у нее был только что изрядный, зато быть милее ее в игре было трудно» (Вигель Ф. Ф. Зап. М., 2000. С. 259).
Наряду с хорошей игрой ее успеху как оперной певицы способствовала и яркая сценическая внешность, что отмечали все современники. По восп. А. Я. Головачевой-Панаевой, «это была русская красавица в классическом стиле — высокая, стройная, с необыкновенно нежным цветом лица, с синими большими глазами и как смоль черными волосами» (Восп. М., 1986. С. 23). Ф.В. Булгарин видел в ней «живую, одушевленную грацию». «Прелестные черты лица, глаза, исполненные огня и нежности, рост, стан и при том все приемы, все движения составляли вместе полное совершенство» («Пантеон». 1840. Ч. 1. С. 85). Вигель считал, что тип ее внешности «выполняет все условия русской красоты: белизну груди, полноту и румянец щек, живость в очах, тонкость и пристойную веселость в улыбке» (Вигель. С. 259). Наибольший успех выпадал на долю актрисы в ролях, в которых она была особенно эффектна, т. е. там, где требовались «пригожество, грация, наивность или ловкость» (Арапов. С. 246): Весталка в одноименной опере, в образе которой современники видели живое воплощение типа классической римлянки; в роли Иоанны («Иоанна д’Арк, или Дева Орлеанская») публике нравился первый выход актрисы в изящно-воинственном костюме; в опере Шаховского «Новая суматоха». В своей любимой роли Юлии («Ромео и Юлия») она последний раз вышла на сцену. Уволена в октябре 1829 без выслуги 2-х лет.
С конца 1810-х жила в гражданском браке с графом В.В. Мусиным-Пушкиным. После его смерти стала женой французского подданного, писателя и журналиста А. Лестрелена.
Другие роли: Сервилия («Титово милосердие»), Милолика («Добрыня Никитич, или Страшный замок»), Матильда («Елизавета, королева Английская»), Аннета («Сорока-воровка»), Роза («Молодая вспыльчивая жена»), Изора («Рауль, Синяя Борода»), Каролина («Тайный брак»), Камилла («Подземелье замка Убальдо»).
Лит.: Брокгауз; РБС; ТЭ; Пружанский; Черейский; Арапов. С. 209, 221, 223, 225, 226, 232, 237, 242, 244, 246, 249, 251, 255, 263, 269, 271, 276, 279, 292, 24, 298, 300, 302, 303, 305, 309, 310, 315, 318, 325, 326, 333, 340, 346, 353, 359, 363, 364, 378, 382; Вольф, 1. С. 9, 10, 20, 26; Каратыгин (ук.); Зотов. С. 50, 52, 56.
Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Д. 1859.
Майданова, М. Семенова Н.С. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 646-647.
Читать далее