Вернуться
Толчёнов (Толчёнов 1-й) Павел Иванович, артист
Толчёнов (Толчёнов 1-й) Павел Иванович, артист
Персоналия
Толчёнов (Толчёнов 1-й) Павел Иванович
Годы жизни
1787, Москва - 11.(23).09.1862, Санкт-Петербург
Вид деятельности
Период работы в театре
Биография
Жена — актриса А.Е. Толчёнова; дети — актеры Александр, Алексей, Яков, Екатерина Толчёновы. Происходил из московской купеческой семьи. Играть на московской императорской сцене начал, вероятно, в начале 1810-х. Исполнял роли Матвея Сафроновича в драме «Русский солдат, или Хорошо быть добрым господином» (1811), рыцаря Лоредана в трагедии Вольтера «Танкред», а также в оперных спектаклях — «Иосиф Прекрасный», «Иван Царевич» (1812). В начале 1813 дебютировал в Петербурге ролями боярина («Димитрий Донской») и Тезея («Эдип в Афинах»). На протяжении нескольких десятилетий играл по преимуществу тиранов и благородных отцов, причем предпочитал роли в классических трагедиях, хотя, по отзывам современников, в его внешности ничего героического не было: «Он был высокого роста, довольно толст и очень неловок в движениях, походка его была тяжелая... Говорил он всегда хриплым голосом и как бы чрез плотно стиснутые зубы... Жесты его постоянно были неловки и несоответствующи речам; кроме того, в патетических сценах им употреблялся довольно своеобразный и всегда один и тот же жест, именно: подняв обе руки, с растопыренными пальцами, правую — против лица, а левую — против груди, довольно долго помахивал ими, на манер опахивания веером...» (Максимов. С. 100–101). Актер был характера «вспыльчивого и раздражительного, с достаточной дозою самолюбия», он «любил рисоваться на сцене», а в церкви «щегольнуть своим зычным голосом» (Каратыгин. С. 111), даже в ролях стариков Толчёнов накладывал молодцеватый грим и надевал завитой парик, а на сцену часто отказывался выходить в чем-либо ином, кроме красного трико. Публика и критика относились к актеру по-разному. А.С. Пушкин писал, что Толчёнов находился в числе актеров, которые, «принятые сначала с восторгом, а после падшие в презрение самого райка, погибли без шуму» (Пушкин А.С. ПСС.: В 10 т. Л., 1958. Т. 7. С. 11). Критики называли игру Толчёнова «ходульной», отмечали «неприятное от начала до конца единозвучие в голосе» («Благ.». 1821. Ч. 13. Приб. к No 10. С. 6), наличие «манерности, бездушной однообразности в игре» (Белинский. VI. С. 368), писали, что он «боялся разгорячиться» (СО. 1823. Ч. 77. No 15. С. 40), называли «бездарным смешилой» (РС. 1887. Т. 54. С. 674) и, за редким исключением, оценивали его творчество отрицательно. Но публика в подавляющем большинстве относилась к нему снисходительно и благодушно, «в самых серьезных сценах смеялась над ним, очень часто встречала его при выходах громкими рукоплесканиями... и все это шутки ради, а между тем... его бенефисы всегда отличались полностию сбора» (Максимов. С. 105). Белинский, постоянно отзывавшийся о Толчёнове весьма иронично, писал: «Вот подлинно комический талант: дайте ему сыграть хоть мертвого, так насмешит...» (III. С. 370). При этом Толчёнов создал на сцене лишь несколько комических образов (во второй половине творческого пути), не получив одобрения критики. Исполнение роли неудачливого любовника Маршала в построенной на любовной интриге и недоразумениях комедии «Три шляпы, или Утро вельможи» вынудило современников сожалеть, что «роль Маршала дана Толченову, а не другому актеру» (СП. 1835. 1 июня). Неудачно в первой постановке «Ревизора» сыграл Землянику (1836). В 1843 Толчёнов сыграл Бургмейстера в комедии «Волшебный бочонок, или Сон наяву», где он пускался в пляс и «публика Александринского театра, при сей верной оказии» предавалась «громкому хохоту» (Белинский. Т. VII. С. 640). Наибольшей известности Толчёнов добился в ролях тиранов, которые составляли основу его репертуара. Это министр-интриган Сигискар в опере «Алина, королева Голкондская», деспот Альфонсо в драме «Инеса де Кастро», Фаразман в трагедии «Радамист и Зенобия», где актер «выразил хорошо характер тирана; но любовь, эта сильнейшая страсть, была в нем слишком слаба» (СП. 1828. 30 авг.), Монесниго (Яго) в трагедии «Отелло», злодеи мелодрам: Реймбо — «Убийца и сирота», Макер — «Обриева собака, или Лес при Бонди» и др. Как отмечала критика, Толчёнов «хорош в амплуа тиранов-деспотов; но в ролях хитрых злодеев изменения лица его слишком постоянны» (СП. 1828. 12 июля). Позже Белинский замечал: «Толченов вообще представляет славных, но, к сожалению, чересчур добрых злодеев, так что публика нисколько не ужасается от их злодейств, но и еще смеется над ними» (IV. С. 16). Уволен по желанию. Лит.: РБС; Арапов. С. 218, 219, 226, 243, 248, 252, 257, 270–272, 276– 278, 290, 295, 301, 302, 304, 315, 319, 327, 329, 333, 337–339, 342, 346, 354, 356, 358, 359, 368, 372, 373; Вольф, 1. С. 8, 10, 17, 18, 45, 49, 61, 80, 99, 131, 177; Каратыгин (ук.); Алексеев. С. 47–49, 57, 212. Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Д. 1474. Клейман, Ю. Толченов П.И. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 722-723.
Cпектакли
"Отелло, или Венецианский мавр", 1812 (Монесниго ( Яго))
"Игра любви и случая", 1815 (Господин Оргонт)
"Инеса де Кастро", 1815 (Альфонсо, деспот)
"Горации", 1817 (Публий Гораций)
"Учёные женщины", 1818 (Арист, брат господина Крисаля)
Показать все (47)