Персоналии
Сандунова (Кони) Ирина Семёновна, артистка, писательница, драматург
Сандунова (Кони) Ирина Семёновна, артистка, писательница, драматург
Персоналия
Сандунова (Кони) Ирина Семёновна
Годы жизни
05.(17).05.1811, Полтавская губ. - 24.09 (06.10).1891, Москва, похоронена на Ваганьковском кладб.
Вид деятельности
Артистка, писательница, драматург
Период работы в театре
Биография
Урожденная Юрьева, по мужу Кони. Из семьи отставного аудитора (ревизора). Рано осиротев, воспитывалась в семье своего дяди писателя А.Ф. Вельтмана. Образование получила в одном из московских пансионов. Сценическую деятельность начала в 1834 в Москве в амплуа инженю. Под девичьей фамилией Юрьева выступала на сцене Малого театра. Исполняла роли молодых девушек (например, Лукерью в «Уроке дочкам» и многие другие). Нашла опеку и поддержку в лице М.С. Щепкина, по-отечески следившего за ее сценическими успехами. Выйдя замуж за модного тогда драматурга-водевилиста Ф.А. Кони, чьи пьесы стали основой репертуара русской сцены в конце 1830 — начале 1840-х годов, переехала в Петербург, поступив на службу в АТ (в 1844 родила сына, в будущем знаменитого юриста, писателя, общественного деятеля). Стала выступать под сценическим псевдонимом — Сандунова, взятым в честь Е.С. Сандуновой, актрисы рубежа XVIII–XIX вв., ее дальней родственницы (в различных источниках ошибочно указано, что это была фамилия ее первого мужа). Однако столь же шумного успеха Сандунова не снискала. В АТ удачен был дебют Сандуновой в роли Простаковой в комедии «Недоросль», что продиктовало необходимость сменить амплуа и выступать в ролях пожилых женщин и комических старух. Так Сандунова приобрела известность в комедийно-бытовом репертуаре. За Простаковой последовали роли Хлёстовой и графини Хрюминой в «Горе от ума» (1837, 1841), которые подтвердили талант актрисы, умеющей находить свежие краски в не успевших еще заштамповаться образах. Особенный успех имела в роли старой девы Эжени в фарсе «Шельменко-денщик» (1841), выступив в премьерной постановке этой пьесы на русской сцене. Сандуновой не досталась ни одной роли в водевилях Кони (муж предоставил жене-писательнице лишь право публикаций ее литературных произведений в своем театральном журнале «Пантеон и Репертуар русской сцены»), и она продолжала играть то, что однозначно приносило театру художественный и финансовый успех. Так, после обещающего начала в артистической судьбе Сандуновой наступил момент творческого застоя. Не удовлетворенная таким положением, актриса покинула театр и начала выступать исключительно на любительской сцене (одновременно активно публикуя свои опыты в прозе). Здесь она создала свои лучшие роли, одна из которых — Анна Андреевна в «Ревизоре» — вошла в анналы как театрального искусства, так и русской литературы. В 1860 Сандунова сыграла эту роль в благотворительном спектакле Литературного фонда, где ее партнерами выступили знаменитые русские писатели той поры — И.А. Гончаров, Д.В. Григорович, Ф.М. Достоевский, А.В. Дружинин, А.Н. Майков, Н.А. Некрасов, А.Ф. Писемский, И.С. Тургенев. В рамках театрального проекта Литературного фонда Сандунова сыграла также роль свахи Феклы Ивановны в «Женитьбе». «…И.С. Кони — великолепнейшая „сваха“, какую только можно себе представить» (ЕИТ. 1893/94. Прил. Кн. 3. С. 107. — П. Вейнберг). В начале 1860-х Сандунова участвовала в ряде любительских постановок в столичном театральном зале «Пассажа», где сыграла роли в пьесах Островского: Кабанову («Гроза»), Устинью Наумовну («Свои люди — сочтемся!»), Гавриловну («Воспитанница»). В конце 1860-х, разойдясь с мужем, Сандунова вновь стала выступать на профессиональной сцене, но уже не в столице, а в провинции — в Вильно, Минске. Именно здесь Сандунова выступила как режиссер, войдя в историю русской сцены как одна из первых женщин-режиссеров. Поставила в Минске спектакли: «Гроза», «Доходное место». В последнем юная М.Г. Савина играла роль Полины, созданную п/р Сандуновой. Литературную деятельность начала еще в Москве, где издала свою первую книгу «Повести. Сочинения девицы Юрьевой» (1837). В литературе выступала исключительно под девичьей фамилией - Юрьева. Позднее получили определенную известность в литературных кругах ее повести «Цыганка» (1853), «Купеческая дочка» (1854), «Новый управитель» (1863) и др. Особенно интенсивной литературная деятельность Сандуновой стала после ухода из АТ. Сандунова была автором драмы переделки с французского «Порыв и страсть, или Два женские сердца» (1850), поставленной на сцене АТ в ее бенефис. И пьеса, и сама Сандунова имели особенный успех, усиленный еще и тем, что публика впервые узнала: автор пьесы Юрьева и актриса Сандунова — одно и то же лицо. Постановка этой пьесы Сандуновой позднее неоднократно возобновлялась, как в Петербурге, так и в Москве. Актриса умела вносить в свои роли довольно однообразного амплуа комической старухи свежие краски, подлинный пульс жизни. Так, в шутке-водевиле Н.Я. Яковлева «Прерванный ужин, или Лишняя дверь в квартире холостяка» (1851) Сандунова была равной партнершей А.Е. Мартынова. Вообще дуэт Сандуновой и Мартынова принес тогда зрителям множество незабываемых впечатлений, например, в еще одном водевиле «Сиротка Сусанна» актриса «сочно» сыграла роль жены слуги, которого с присущим трагикомизмом воплотил Мартынов. В 1882–1886 Сандунова жила в Тобольске, последовав в ссылку за своим старшим сыном Е.Ф. Кони, отбывавшим наказание за присвоение чужих наследственных капиталов. В 1889–1890 Сандунова писала «Воспоминания старушки» (не завершены), которые до сих пор не опубликованы (хранятся в ГЦТМ им. А.А. Бахрушина), где описала театральный быт 1820–1850-х, представив живые и трогательные подробности как театральной жизни столиц и провинции, так и из жизни многих русских артистов. Сандунова была также музыкально одарена, неплохо играла на рояле и даже написала несколько пьес салонного характера. Лит.: РП; Вольф, 1. С. 63, 69, 144, 146, 147, 152; Вейнберг П. И. Лит. спектакли // ЕИТ. 1893/94. Прил. Кн. 3. СПб., 1894. С. 96–108; Султанова-Леткова Е.П. Неск. слов об И. С. Кони // А.Ф. Кони, 1844– 1924. Л., 1925. С. 89–96; Савина М.Г. Горести и скитания. Зап. Л.; М., 1961. С. 36–37. Арх.: ГЦТМ. Ф. 119; РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Д. 7628; ИРЛИ. Ф. 134. Оп. 5. Д. 69–70. Лопатин, А. Сандунова И.С. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 633-634.
Cпектакли
"Павел Степанович Мочалов в провинции", 1841 (Бандурова)
"Шельменко-денщик", 1841 (Эжени)
"Сиротка Сусанна", 1846 (Жена слуги)
"Порыв и страсть, или Два женских сердца", 1850
"Прерванный ужин, или Лишняя дверь в квартире холостяка", 1851