Вернуться
Смирнов 1-ый Пётр Алексеевич, артист
Смирнов 1-ый Пётр Алексеевич, артист
Персоналия
Смирнов 1-ый Пётр Алексеевич
Годы жизни
1817, Санкт-Петербург - 1858, Санкт-Петербург
Вид деятельности
Период работы в театре
Биография
Из мещан. Жена — актриса АТ С.А. Рамазанова. Воспитанник петербургского императорского Театрального училища. Ученик П.А. Каратыгина. В ноябре 1835 зачислен в оперную труппу театра. В 1840-е перешел на драматическую сцену. Начал выступать еще воспитанником. Сыграл пажа в опере «Сандрильона», рыцаря Шампанеля («Роберт Дьявол»), сына королевы Елизаветы Ричарда («Жизнь и смерть Ричарда III»). На большой сцене дебютировал в роли сержанта Макса («Швейцарская хижина»). «Живость и благородство игры, прекрасная наружность, голос приятный, хотя слабый и необширный — вот его достоинства» (ЛПРИ. 1837. 29 мая. С. 212). Ему прочили амплуа первых басов в комических операх. Смирнова хвалили за роль Мюльграфа («Женни»), отмечая, что актер явился в ней «в полном развитии своих драматических способностей» (Там же). Даже незначительной ролью Лоренцо («Капулетти и Монтекки») он мог доставить «истинное наслаждение». «Верность его голоса, знание музыки, игра как актера — все дает ему право на почетное место между артистами» (ЛПРИ. 1837. 13 марта. С. 100). В 1840 актер сделал попытку перевестись в Москву, но вскоре вернулся на петербургскую сцену. Из-за возникших проблем с голосом он начал выступать в драматическом репертуаре. В январе 1841 Смирнов дебютировал в роли атамана Башлыка («Двумужница, или За чем пойдешь, то и найдешь»), затем сыграл Скалозуба («Недоросль») и Дона Мигуэля («Братья-враги, или Мессинская невеста») и окончательно перешел на драматическую сцену на амплуа, которое, по словам И. Вольфа, «было долго занято Пронским» (Вольф, 1. С. 89). «Красавец, с физиономией Петра, Великого, — иронично заметил Н.И. Куликов. — Имея прекрасный голос, он сначала пел в операх, a пропив голос, перешел в драматическую труппу, где был замечательным и полезным актером» (Русская старина. 1886. № 12. С. 633). Актер был «недурен» в роли Гиго («Майко») и заслужил похвалу А.А. Григорьева: «Г-н Смирнов 1 весьма недурно выполнил роль Гиго, лучшее доказательство, что этому артисту, с его сценическою наружностью, нужно только старание и любовь к искусству…» (Григорьев. С. 47). По свидетельству Вольфа, Смирнов «был донельзя ленив, ролей своих не учил и к тому же любил запивать от времени до времени» (Вольф, 1. С. 168). Ему были переданы многие каратыгинские роли, но он не сумел воспользоваться этой ситуацией и с трудом выслужил положенный 20-летний срок. Другие роли: Валер («Скупой»), Краснощеков («Житейская школа»), Альфред («Отец и дочь»), Ангорский («Случай из петербургского быта»), Лыков («Царская невеста»), Олесницкий («Смерть Ляпунова»), Ломоносов («Ломоносов, или Рекрутстихотворец»), Иван Бельский («Елена Глинская»), Разгулин («Отец каких мало»), Чин-Као («Бронзовый конь»), Подесто («Сорока-воровка, или Палезосская служанка»). Уволен по болезни. Лит.: Вольф, 1. С. 32, 55, 57, 65; Каратыгин (ук.); Григорьев (ук.); Максимов. С. 92–97. Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Д. 6824. Майданова, М. Смирнов П.А. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 661.