Вернуться
Левкеева 1-ая Елизавета Матвеевна, артистка
Левкеева 1-ая Елизавета Матвеевна, артистка
Персоналия
Левкеева 1-ая Елизавета Матвеевна
Годы жизни
13 (25).03.1827, Ярославль - 14 (26).02.1881, Санкт-Петербург, похоронена на Митрофаниевском кладб.
Вид деятельности
Артистка
Период работы в театре
Биография
По мужу Юинг. Дочь чиновника. В 1854 вышла замуж за купца Михаила Васильевича Юинга. Окончила в 1845 петербургское императорское Театральное училище, готовилась в балетные танцовщицы. Будучи воспитанницей ТУ в дек. 1843 дебютировала на сцене в роли Аннеты («Комедия с дядюшкой, или Новые портреты с натуры») и «сразу обратила на себя внимание бойкою, умною игрою и прекрасною манерою петь куплеты» (Вольф, 1. С. 105). Сыграла Машеньку («Булочная, или Петербургский немец»), Жюльетту («Любовные проказы, или Ночь после бала»), Оленьку («Приключение на искусственных водах, или Что у кого болит, тот о том и говорит»), Маргариту («Заколдованный принц, или Переселение душ»). Закончив ТУ продолжает играть преимущественно в водевилях. Особенный успех имеет в ролях с танцами: Скачковская («Полька в С.-Петербурге, или Бал у танцевального учителя»), Авантюрина («Три польки, или Всякий молодец на свой образец»), Лейла («Рай Магомета, или Преобразование гарема»), Эсмеральда («Эсмеральда, или Четыре рода любви»). «В „Рае Магомета“ Левкеева, как бывшая балетная ученица, танцевала даже качучу и, само собой разумеется, производила фурор. Роль Эсмеральды, в драме того же названия, была ей передана собственно ради танцев» (Вольф, 1. С. 109). Пытаясь разнообразить свой репертуар, выходила и в драматических ролях, сыграв Марию Стюарт («Давид Кленгор, шут Марии Стюарт»), о чем современник иронически замечал: «В этой роли она была настоящая Мария Стюарт, одетая с историческою верностью, в огромных буклях на обеих щеках, нарумяненная донельзя, наивная до того, что во многих фразах ее не было не только никакого выражения, но даже смысла, до того взволнованная пылкими чувствами, что нельзя было разобрать почти ни одного слова ее роли» («Пантеон». 1844. Т. 8. Кн. 11. С. 220). К концу 1840-х Левкеева отходит на второй план, играя незначительные роли. Числясь в штате императорских театров, сезон 1851/52 играет в Одессе, затем возвращается в АТ. Новые перспективы актрисе дает драматургия Островского. В драме «Не так живи, как хочется» она «как нельзя натуральнее изобразила пьяную Грушу, отбивающую мужа от законной жены» (Вольф, 1, С. 175), в «картинах московской жизни» «Праздничный сон — до обеда», где Левкеева играла Капочку, «г-н Мартынов и г-жа Левкеева отлично исполнили роли чиновника-жениха и невесты» (СП. 1857. 7 нояб. — Р.М. Зотов), в «Грозе» «сцена ночного свидания Кудряша — Горбунова с Варварой — Левкеевой, была проведена ими с такой жизненной правдой и эстетически чутьем, что заставляла совершенно забывать, что находишься в театре» (Кони А.Ф. Восп. о писателях. Л., 1965. С. 100), хотя А.С. Гиероглифов отметил: «В роли г-жи Левкеевой мы находили одну общую неверность: она изобразила по внешности, женщину градусом ниже положения дочери богатой купчихи, нравственный же характер удержан был верно» (ТиМВ. 1859. № 48 С. 474). Сыграла Липочку («Свои люди — сочтемся!»), Елизавету Матвеевну («Бедность не порок»), Вышневскую («Доходное место»), Евгению («На бойком месте»), Бедонегову («Богатые невесты»), Ульяну («Воевода»), Мавру Денисовну («Дикарка»). К 1870-м Левкеева переходит на амплуа комических старух, играет ключницу Перепелиху («Каширская старина»), Марселину («Свадьба Фигаро»), Прюданс («Как поживешь, так и прослывешь») и др. Другие роли: Наталья Дмитриевна («Горе от ума»), Анна Андреевна («Ревизор»). Лит.: Брокгауз; ТЭ (Доп.); Вольф, 1. 91, 105, 109, 113, 115, 138, 146, 161, 175; Вольф, 2. С. 103, 112, 121–122, 130; Вольф, 3. С. 14, 18, 25, 27, 29, 31, 32, 46, 61, 75; Григорьев. (ук.), Альтшуллер. Театр… (ук.). Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Д. 11614; 12333. Кожевникова, К. Левкеева Е.М. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 409.