По сцене Подобедова 2-я, по мужу Нильская [Нилус].
Дочь виолончелиста, преподавателя петербургского императорского Театрального училища Ивана Корнильевича Подобедова. Сестра Подобедовой 1-й. По окончании петербургского императорского Театрального училища дебютировала в АТ, где уже играла ее сестра. В 1865 вышла замуж за А.А. Нильского. Была выпущена на амплуа инженю. Дебютировала в комедиях «Школа женщин» и «Весною». В 1860-е играла Полиньку («Доходное место»), Варю («Фрол Скабеев»), Олену и Марью Власьевну («Воевода»).
По отзыву А.А. Григорьева, в роли Полиньки «игра г-жи Подобедовой, бессмысленная и бесцветная, была ниже всякой критики» (Якорь. 1863. № 32. С. 637). Д.В. Аверкиев считал, что она «везде одинакова и везде говорит заученным тоном» (Эпоха. 1864. № 7. С. 13). Однако дирекция к сестрам была благосклонна и замечала, что обе «одарены замечательным талантом» (РГИА. Ф. 497. Оп. 2. Д. 17964. Л. 4).
В 1870-е Подобедова перешла на роли гранд-дам, играла Наталью Дмитриевну («Горе от ума»), баронессу («Фру-Фру»). По словам А.Я. Гламы-Мещерской, Подобедова выглядела не совсем настоящей светской дамой, «в ее манерах и обращении прорывались черты напускного аристократизма, наигранной важности» (Восп. М.; Л. 1937. С. 55). Еще более резко отозвалась о ней М.Г. Савина: «…актриса в высшей степени холодная, думающая на сцене только о красивых поворотах своей фигуры и о своем шлейфе» (Горести и скитания. Л.; М., 1961. С. 109).
В 1882 вышла в отставку по болезни.
Др. роли: Эльмира («Тартюф»), Зябликова («Вакантное место»).
Лит.: РБС; Вольф, 3. С. 17, 27, 39, 44, 49, 57, 58, 60, 63, 75; Гнедич. С. 7, 9, 41; Некр.: НВ. 1883. 4 мая. С. 4; ТиМВ. 1883. № 18. С. 8; Рус. календарь на 1884 г. С. 271; Григорьев (ук.).
Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 2. Д. 17964.
Данилова, Л. Подобедова Е.И. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 563-564.
Читать далее