Персоналии
Вехтер (Максимов) Николай Соломонович, артист, режиссер, антрепренер
Вехтер (Максимов) Николай Соломонович, артист, режиссер, антрепренер
Персоналия
Вехтер (Максимов) Николай Соломонович
Годы жизни
1842, Пензенская губ. - 23.03 (05.04).1910
Вид деятельности
Артист, режиссер, антрепренер
Период работы в театре
Биография
Настоящая фамилия Вехтерштейн, сценический псевдоним - Максимов. Отец актрисы и антрепренерши О.Н. Вехтер (1881–?). До 13 лет обучался в петерб. Школе Св. Анны; благодаря тетке, любительнице театра, посещал оперу, рус. драм., немецкий и франц. театры и решил посвятить себя служению искусству сцены. Однако по окончании школы по желанию родных в Пензе изучал фармакологию. Выступая в дом. спектаклях богатого откупщика Кононова, обратил на себя внимание местной публики. Значительное влияние на него оказала гастролировавшая в Пензе образцовая труппа под управлением Н.К. Милославского. Готовясь к выпускному экзамену в петерб. Медико-хирургической акад., В. брал уроки драм. мастерства у В.П. Василько-Петрова. В 1860 поступил в Твери в труппу антрепренера Барщевского под фам. Максимов, где выступал без жалованья. Началом своей сц. карьеры считал службу в Рыбинске в труппе В.А. Смирнова (1861), куда поступил по рекомендации актеров имп. театров А.А. Алексеева, М.А. Стрекалова и П.Г. Степанова. Через год, во время выступлений труппы в Ярославле, занял амплуа первого любовника. В 1865 — в труппе Н.И. Иванова в Казани впервые сыграл роль Гамлета. Затем служил в Воронеже у антрепренерши Майеровой, где с успехом выступил в роли Отелло, в Екатеринбурге и Перми у А.Д. Херувимова, в Одессе в труппе Н.К. Милославского (1880–1882), в Оренбурге у Докучаева. Свою антрепренерскую деятельность начал в Оренбургском театре, где его труппа выступала на протяжении трех лет. В 1883–1886 держал антрепризу в Пензе, где в ранние гимназические годы его видел Мейерхольд. В 1898–1905 был антрепренером Ново-Адмиралтейского театра в Петербурге. После закрытия театра играл один зимний сезон в Петрозаводске. Играл на сцене Театра Л.Б. Яворской в 1905/06, в 1906/07 — в Новом театре О.В. Некрасовой-Колчинской. В конце жизни был режиссером Нар. театра в Павловске. По отзывам современников, В., воспитанный на традициях П.С. Мочалова, М.С. Щепкина и Н.Х. Рыбакова и «влагающий в исполнение ролей много реального чувства» (Суфлер. 1886. 12 янв. С. 4–5), обладал благородными манерами, был «одним из выдающихся провинциальных актеров, умный, изящный, умевший как редко кто носить костюм» (ТиИ. 1910. № 13. С. 279. — А.Н. Курбский). Лучшие роли исполнил в классическом репертуаре: Гамлет, Макбет, Король Лир, Кречинский, Самозванец, Василий Шуйский и др. Одной из любимых ролей актера была роль Опольев в комедии «Старый барин» А.И. Пальма. Роли в АТ: Опольев (дебют — «Старый барин»). Лит.: Гнедич. С. 45; ЕИТ. 1900/01. С. 42; Театр и жизнь. 1885. 27 дек. С. 1–2; Рский Н. Ново-адмиралтейский театр… // ПЛ. 1901. 8 янв; Некр.: Обозрение театров. 1910. 28 марта. С. 13; Петровская, Сомина (ук.); В.Э. Мейерхольд. Наследие: [Вып.] 1. Автобиогр. материалы: Документы 1896–1903. М, 1998 (ук.). Галанина, Ю. Вехтер Н.С. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 163.