Настоящая фамилия Третьяков.
Сын актера АТ К.В. Третьякова. Окончил 1-ю петербургскую гимназию, затем жил в Москве, учился в Московском университете (по-видимому, не окончил), театральную подготовку проходил у И.В. Самарина. В 1865–1870 Стрельский играл в Малом театре. В 1870–1880 был первым актером в провинции. Гражданский муж П.А. Стрепетовой (1870– 1872), они имели дочь Марию (впоследствии удочеренную М.И. Писаревым). После недолгой службы в АТ вернулся в провинцию и снова стал одним из ведущих актеров, играл в разных театрах, в т.ч. в Вильне вместе с В.Ф. Комиссаржевской (1893–1898). В 1889 один сезон был в Театре Е.Н. Горевой в Москве. В 1898 заболел нервным расстройством, жил в Петербурге в убежище для престарелых актеров, там и умер.
Обладатель мягкого баритона, красивый, статный, Стрельский сначала исполнял ведущие партии в опереттах (Парис, Фауст и др.) и пользовался большим успехом. Служивший одновременно с ним в провинции В.Н. Давыдов вспоминал о Стрельском как об актере «с приятным голосом, красивой наружности и страшном дон-жуане и скандалисте» (Рассказ о прошлом. Л.; М., 1962. С. 87).
В Малом театре Стрельский был на ролях вторых любовников. Появление Стрельского в Петербурге было встречено благожелательно: «Драматическая порывистость и разнообразие голосовых нот — сокровища, которыми природа щедро наградила г. Стрельского... Он сделается одним их первых в Александринском театре, куда и приглашен» (Петерб. газ. 1880. 3 авг. — В.). Но прогнозы не сбылись. После успешного дебюта в роли Глумова («На всякого мудреца довольно простоты», 1880; см.: НВ. 1880. 6 апр.; Петерб. газ. 1880. 9 апр.), он сыграл Молчалина, Василия в «Каширской старине», появлялся в легких комедиях типа «Виновна, но заслуживает снисхождения» (см.: Вольф, 3. С. 73). По отзыву А.А. Плещеева, Стрельский «звезд с неба не хватал, но справедливо считался полезным человеком, более даровитым, чем иные счастливцы» (Плещеев. С. 74). По мнению Плещеева, Стрельского из театра «выжили». Но скорее всего, Стрельский и сам хотел уйти, предлагаемые роли ему не подходили. Он явно тяготел к ролям романтического и драматического плана, что и сумел осуществить в провинции и в Театре Горевой. О поздней роли Прибыткова восторженно отозвалась А.Я. Бруштейн (см.: Страницы прошлого. М., 1952.С.124–128).
Другие роли в провинции и Театре Горевой: Карл и Франц Моор, Ананий Яковлев («Горькая судьбина»), Опольев («Старый барин»), Король Лир, Арбенин, Городничий, Прибытков, Звездинцев («Плоды просвещения»).
Лит.: ТЭ; Гнедич. С. 4, 6, 9, 11, 12, 59; Некр.: ТиИ. 1902. No 47. С. 876; ЕИТ. 1902. Прил. No 3. С. 28–30; Стрепетова П.А. Жизнь и творчество трагической актрисы. Л.; М., 1959 (ук.).
Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 2. Д. 24558.
Данилова, Л. Стрельский М.К. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 693-694.
Читать далее