Сын поэта, петрашевца, театрального критика А.Н. Плещеева. Гражданской женой Плещеева была актриса Е.Н. Рощина-Инсарова. Гимназию Плещеев не окончил.
Дебютировал на сцене в Павловске, в летней антрепризе А.Ф. Федотова, играл незначительные роли, но рядом с В.В. Самойловым, К.А. Варламовым, Н.Ф. Сазоновым. Работал на столичных клубных сценах, в Ораниенбаумском летнем театре, в Кронштадте в антрепризе М.Я. Раппопорта, затем уехал в провинцию, служил в Ростове-на-Дону и Ковно. Играя преимущественно большие роли, Плещеев приобрел навык и некоторую известность, в Москве в Театре у памятника Пушкину упрочил репутацию и в 1879 дебютировал в Малом театре, но там не оказалось вакансий, и он уехал в Петербург.
Дебютировал в АТ на сцене казенного Малого театра (Фонтанка, 65) в ролях Бориса («По духовному завещанию») и Андрея Белугина («Женитьба Белугина»). Плещеев вспоминал, что имел успех. Единственный, отрицательный отзыв А.В. Аверкиева в газете «Голос» представлял скрытый комплимент: дирекцию хвалили за то, что она берет Плещеева дублером премьеров. Очевидно, Плещеев по-своему интерпретировал роль Андрея Белугина, поскольку даже рядом с Сазоновым, первым и лучшим исполнителем этой роли, его игра привлекла внимание Н.Я. Соловьева.
При отсутствии профессиональных навыков Плещеев удивлял интеллигентностью, сдержанностью, никогда не шаржировал. На его единственный в АТ сезон пришлось одно представление «Правда — хорошо, а счастье лучше». Рядовой спектакль рецензенты не заметили, но Плещеев сыграл Платона Зыбкина так, что удивил мягкостью комизма и тем, что в самых смешных ситуациях оставался симпатичным. В основном Плещеев выходил на замену, в премьерных спектаклях не участвовал. Придравшись к тому, что не получил новой роли, Плещеев ушел из АТ, прослужив меньше сезона, и продолжал выступать на клубных сценах.
После ухода из АТ начал печататься в «Петербургской газете», как драматург и беллетрист Плещеев стал особенно известен рассказами и одноактными пьесами — «сценками» из богемного быта. Они шли в АТ, в «Кривом зеркале», эти «жанровые картинки» были в моде. Плещеев выпустил сборник пьес: «Для театра» (СПб., 1892), «Сборник пьес» (СПб., 1897), «Театр» (В 2 т. М., 1913). Плещеев писал очерки: «В дороге и дома» (СПб., 1892), «Без ужасов» (Рига, 1928). До сих пор популярны его рассказы «Газетчики», «Балетоманы», «Школа репортеров». Плещеев публиковался в «Стрекозе», «Шуте» и «Будильнике»; под псевдонимом «Муха» вел ежедневный фельетон в «Петербургском листке» (см. сб.: Петерб. сказки Мухи. СПб., 1883); писал театральные рецензии в «Биржевых ведомостях», «Новом времени», «Петербургской газете», «России». Был издателем и редактором газет «Невод», «Минута», «Что нового», еженедельника «Театральный мирок» и «Петербургский дневник театрала». Театральная критика Плещеева сводилась к фиксации внешних примет событий, действующих лиц, антуража. Мешала и привычка барина, сибарита, коллекционера воспринимать всякое явление как диковинку, как эпатирующую страницу будущих воспоминаний, мемуары стали главным деянием его жизни.
В книге «Что вспомнилось» (СПб., 1914) и «Что вспомнилось за 50 лет. Театральные воспоминания» (Париж, 1931) характеристики В.В. Самойлова, В.Н. Давыдова, М.Г. Савиной. Н.Ф. Сазонова, К.А. Варламова не оригинальны, мелки, прямолинейны, но остроумны, а главное — бытовая сторона закулисной жизни отд. актеров императорской труппы воспроизведена в них точно, подробно и красочно.
Автор книги «Наш балет (1673–1896). Балет в России до начала XIX столетия и балет в Санкт-Петербурге до 1896 г.» (1896) — первая книга об истории балета в России. В 1919 эмигрировал во Францию. В Париже вышли его книги «Под сенью кулис» (1936) и «Сергей Лифарь» (1938).
Лит.: ТЭ; РП.; Чуваков.
Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 2. Д. 24245.
Сомина, В. Плещеев А.А. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 562.
Читать далее