Персоналии
Санин Александр Акимович, артист, режиссёр, педагог
Санин Александр Акимович, артист, режиссёр, педагог
Персоналия
Санин Александр Акимович
Годы жизни
03/15.04.1869, Москва - 07.05.1956, Рим, Италия, похоронен на кладб. Testaccio близ Сан-Паоло
Вид деятельности
Артист, режиссёр, педагог
Период работы в театре
Биография
Настоящая фамилия Шенберг. Окончил 4-ю московскую классическую гимназию. В 1889 поступил на историко-филологический факультет Московского университета, который окончил в 1895. Страстно увлекся театром еще в гимназии. С 1888 участник Алексеевского любительского кружка, затем — актер и режиссер Общества искусства и литературы, ближайший помощник К.С. Станиславского. Выступал сначала под псевдонимом Бежин, потом — Санин. В 1898–1902 — актер и режиссер МХТ. Как актер исполнял главным образом характерные роли, в качестве режиссера снискал известность образцового постановщика массовых сцен. В Обществе совместно со Станиславским работал над постановкой «Уриэля Акосты», в МХТ— сорежиссер спектаклей «Царь Федор Иоаннович», «Потонувший колокол», «Венецианский купец», «Смерть Иоанна Грозного», «Снегурочка», «Дикая утка» и др., поставил «Антигону». Представитель первого поколения профессиональных режиссеров ХХ в. Способствовал распространению режиссерских принципов МХТ на государственной и частной сцене. Один из первых перенес опыт новейшей режиссуры драматического театра в оперу, вошел в ряд ведущих постановщиков российской и мировой оперной сцены. В АТ работал как актер и режиссер. На императорской сцене Санин следовал мхатовским принципам историко-бытовой достоверности, подтвердил репутацию мастера массовых сцен. В массовках Санин уделял большое внимание индивидуализации персонажей наряду с красочностью общей картины и динамичным построением сценического действия. В АТ Санин ставил и обновлял многие спектакли по пьесам А.Н. Островского («Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», «Правда — хорошо, а счастье лучше», «Не в свои сани не садись», «Горячее сердце», «Не все коту масленица», «Сердце не камень», «Не было ни гроша, да вдруг алтын», «Свои люди — сочтемся!»), И.С. Тургенева («Месяц в деревне»), А.К. Толстого («Смерть Иоанна Грозного»), С.А. Найденова («Стены»), Г. Ибсена («Привидения»), а также А.И. Сумбатова, В.О. Трахтенберга, А.С. Суворина, И.Н. Потапенко, А. Дюма-отца, В.А. Тихонова, А. Батайля — всего 24 спектакля. Осуществил историко-натуралистическую постановку «Антигоны» (1906). Сыграл 11 ролей, в том числе Цыфиркина («Недоросль»), Шамраева («Чайка»), Землянику («Ревизор»), Симеонова-Пищика («Вишневый сад»). Ушел из АТ в знак протеста против грубого вмешательства администрации в творческий процесс. До 1911 Cанин работал режиссером в различных коллективах Петербурга. В 1907 возглавлял Товарищество драматических артистов п/р А.А. Санина (постановки пьес Г. фон Гофмансталя). В том же году активно участвовал в режиссуре спектаклей «Старинного театра» (моралите «Нынешние братья», литургия «Три волхва» совместно с М.Н. Бурнашевым, «Действо о Теофиле» совместно с Н.В. Дризеном). В сезон 1909/10 главный режиссер Нового драматического театра на Офицерской ул. Постановки Санина: «Царь природы», «Анфиса», «Анатэма» и др. Отмечая добротный уровень постановок Санина, современники упрекали его за бытовизм. В 1910–1911 в петербургском Народном доме поставил оперы «Снегурочка», «Борис Годунов», «Князь Игорь», «Жизнь за царя», «Чародейка», «Хованщина» и др. В 1916 в Народном доме осуществил постановку «Золотого петушка». В 1908–1909 в антрепризе «Русских сезонов» С.П. Дягилева постановкой опер М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, А.П. Бородина, М.И. Глинки и др. в Париже началась режиссерская деятельность Санина на европейской сцене, продолжившаяся в 1913–1914 в Лионе, Париже и Лондоне в театрах Елисейских Полей, Гранд-Опера и Друри-Лейн. В Москве Санин работал режиссером Свободного театра К. А. Марджанова, где он в 1913 поставил мажорный, красочный спектакль «Сорочинская ярмарка». В московском Драматическом театре Суходольских в 1914–1915 Санин осуществил постановки спектаклей «Последняя жертва», «Бедность не порок», «Король, закон и свобода», «Мендель Спивак», «Женитьба» и «Проказы вертопрашки». В 1917– 1922 Санин работал режиссером Большого и Малого московских театров, поставив в Большом «Князя Игоря» (1917) и «Кармен» (1922), а в Малом — «Посадника» (1918), «Ричарда III» (1920), «Лес» и «Горе от ума» (1921) и др. В 1922 в Драматическом театре (бывш. Корша) режиссер осуществил постановки «Сирано де Бержерак», «Анджело», «Канцлер и слесарь». В 1922 Санин эмигрировал, жил в Берлине, затем подолгу жил и работал в качестве оперного режиссера во Франции, в Испании и в Италии, ставил оперы в Англии, Аргентине и США. Его спектакли шли на сценах таких прославленных театров, как Гранд-Опера, Ковент-Гарден, Реале, Лисео, Ла Скала, Римская опера, Метрополитен-опера. За свою жизнь Санин поставил 18 русских и более 90 зарубежных опер, 66 драматических спектаклей, начав и завершив карьеру оперного режиссера обращением к «Борису Годунову» (1908 и 1950). Санин был режиссером первых советских фильмов (из них наиболее известных «Поликушка» по Л.Н. Толстому, снятый в 1919, с И.М. Москвиным в главной роли). С 1901 преподавал сначала в драматической школе при МХТ, затем в петербургской частной драматической школе Поллаков, в основанной им и А.П. Петровским петербургской Школе сценического искусства (1908–1911). Лит.: ТЭ; Чуваков; Кинкулькина Н.М. Александр Санин: Жизнь и творчество. М., 2001; Чепуров А. А.П. Чехов и АТ (1889–1902). СПб., 2006. С. 274, 277, 278, 293–294, 296; Сюжеты, 2. С. 369–390. Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 5. Д. 3475; СПбГМТиМИ. Ф. 197. Кириллов, А. Санин А.А. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 634-635.