В 1999–2002 учился в Пермском гос. институте искусств и культуры на факультете режиссуры театрализованных представлений (мастерская Е.С. Соломенного). В 2002–2005 учился во ВГИКе на курсе проф. И.Н. Ясуловича. В 2011 окончил СПбГУКиТ, факультет экранных искусств (мастерская игрового кино проф. И.А. Хамраева).
Театральная карьера Патласова началась с успеха. Сп. «Антитела», поставленный в 2011 на сцене театра «Балтийский дом», был отмечен критикой. В центре спектакля рассказ об убийстве антифашиста Тимура Качаравы, основанный на интервью с очевидцами происшествия, с родственниками убитого и убийцы. Лит. композиция спектакля представляет собой «драматически заряженные монологи», которые «начинают врезаться друг в друга». (ПТЖ. 2012. № 1. С. 105. — Е. Тропп). Данный принцип монтажа монологов героев в основе большинства спектаклей Патласова.
На Новой сцене АТ поставил сп. «Шум» (2014), «Тёркин» (2016), «Чук и Гек» (2017); работал над сп. «Макбет» (реж. К. Гарбачевскиий, 2015) в качестве ассистента режиссера. В рамках проекта «Современная европейская драматургия на Новой сцене» в 2015 был показан эскиз по пьесе швейцарского автора К. Риндеркнехт в постановке Патласова «Ливия, 13», в 2016 сп. был сыгран в ряде школ Петербурга, Ленингр. обл. и др.
Сп. «Чук и Гек» на Новой сцене АТ поставлен как «полудокументальный хоррор о репрессиях сталинской эпохи» (Новая газета. 2017. 24 марта. С. 22 — Т. Ларина) по мотивам одноименного рассказа А. Гайдара, его дневников, в контрапункт которому поставлены документальные тексты репрессированных в 1930-е. В основе постановки монтаж сцен, где «каждый сюжетный поворот рассказа-мультфильма распахивается в „параллельную“, а вообще-то — подлинную реальность сталинской эпохи» (Деловой Петербург. 2017. 17 марта. С. 26–27 — О. Комок).
В рамках программы «Здесь и сейчас» на Новой сцене АТ в 2017 представлен междунар. социально-культурный проект «Цель визита/Zwischenraum» (режиссеры проекта — Михаил Патласов и Анна Юнышева (Германия)). Участники проекта — подростки из России, Германии, Сирии с опытом миграции. Спектакль был представлен на внеконкурсной программе XIV Всероссийского фестиваля театр. искусства для детей «Арлекин».
В фокусе театральных интересов Патласова — документальный, свидетельский театр. Как правило, литературная основа спектаклей Патласова — интервью с участниками событий («Антитела», «Шум», «Чук и Гек»), интервью с героями, обладающими социальным опытом — миграции, жизни на улице и т. д.
Работы в других театрах: «Аллегро» (в рамках проекта «Петербургская документальная сцена» / театр «Балтийский дом», 2012), «Noname» (Открытая сцена, Москва, 2015), «Перепрошивка» (ON.ТЕАТР, 2015). Автор социального документального проекта «НеПРИКАСАЕМЫЕ» (2016) о жизни людей, попавших в сложную жизненную ситуацию, в котором принимали участие профессиональные актеры (АТ, БДТ и др.) и бездомные Петербурга. Данный проект — первая в Петербурге масштабная попытка исследовать театральными средствами явление бездомности — получил поддержку СМИ и различных социальных институций города.
В 2015–2016 Патласов — приглашенный педагог режиссерского курса Г. Тростянецкого в РГИСИ.
Лит.: Михаил Патласов: «Социальный театр — это риск»: Беседу ведет Юлия Осеева // ПТЖ. 2016. № 2. С. 183–185; Кушляева О. Я — Ливия // ПТЖ. Офиц. сайт. 21.12.2016; Авраменко Е. «Чук и Гек» отправились в ГУЛАГ // Известия. 2017. 30 марта. С. 10.
Сылова, Е. Патласов М.Г. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 543.
Читать далее