Вернуться
Патласов Михаил Григорьевич, артист, режиссер, сценарист
Патласов Михаил Григорьевич, артист, режиссер, сценарист
Персоналия
Патласов Михаил Григорьевич
Годы жизни
24.01.1980, дер. Заборье Берёзовского края Пермской обл.
Вид деятельности
Артист, режиссер, сценарист
Период работы в театре
Биография
В 1999–2002 учился в Пермском гос. институте искусств и культуры на факультете режиссуры театрализованных представлений (мастерская Е.С. Соломенного). В 2002–2005 учился во ВГИКе на курсе проф. И.Н. Ясуловича. В 2011 окончил СПбГУКиТ, факультет экранных искусств (мастерская игрового кино проф. И.А. Хамраева). Театральная карьера Патласова началась с успеха. Сп. «Антитела», поставленный в 2011 на сцене театра «Балтийский дом», был отмечен критикой. В центре спектакля рассказ об убийстве антифашиста Тимура Качаравы, основанный на интервью с очевидцами происшествия, с родственниками убитого и убийцы. Лит. композиция спектакля представляет собой «драматически заряженные монологи», которые «начинают врезаться друг в друга». (ПТЖ. 2012. № 1. С. 105. — Е. Тропп). Данный принцип монтажа монологов героев в основе большинства спектаклей Патласова. На Новой сцене АТ поставил сп. «Шум» (2014), «Тёркин» (2016), «Чук и Гек» (2017); работал над сп. «Макбет» (реж. К. Гарбачевскиий, 2015) в качестве ассистента режиссера. В рамках проекта «Современная европейская драматургия на Новой сцене» в 2015 был показан эскиз по пьесе швейцарского автора К. Риндеркнехт в постановке Патласова «Ливия, 13», в 2016 сп. был сыгран в ряде школ Петербурга, Ленингр. обл. и др. Сп. «Чук и Гек» на Новой сцене АТ поставлен как «полудокументальный хоррор о репрессиях сталинской эпохи» (Новая газета. 2017. 24 марта. С. 22 — Т. Ларина) по мотивам одноименного рассказа А. Гайдара, его дневников, в контрапункт которому поставлены документальные тексты репрессированных в 1930-е. В основе постановки монтаж сцен, где «каждый сюжетный поворот рассказа-мультфильма распахивается в „параллельную“, а вообще-то — подлинную реальность сталинской эпохи» (Деловой Петербург. 2017. 17 марта. С. 26–27 — О. Комок). В рамках программы «Здесь и сейчас» на Новой сцене АТ в 2017 представлен междунар. социально-культурный проект «Цель визита/Zwischenraum» (режиссеры проекта — Михаил Патласов и Анна Юнышева (Германия)). Участники проекта — подростки из России, Германии, Сирии с опытом миграции. Спектакль был представлен на внеконкурсной программе XIV Всероссийского фестиваля театр. искусства для детей «Арлекин». В фокусе театральных интересов Патласова — документальный, свидетельский театр. Как правило, литературная основа спектаклей Патласова — интервью с участниками событий («Антитела», «Шум», «Чук и Гек»), интервью с героями, обладающими социальным опытом — миграции, жизни на улице и т. д. Работы в других театрах: «Аллегро» (в рамках проекта «Петербургская документальная сцена» / театр «Балтийский дом», 2012), «Noname» (Открытая сцена, Москва, 2015), «Перепрошивка» (ON.ТЕАТР, 2015). Автор социального документального проекта «НеПРИКАСАЕМЫЕ» (2016) о жизни людей, попавших в сложную жизненную ситуацию, в котором принимали участие профессиональные актеры (АТ, БДТ и др.) и бездомные Петербурга. Данный проект — первая в Петербурге масштабная попытка исследовать театральными средствами явление бездомности — получил поддержку СМИ и различных социальных институций города. В 2015–2016 Патласов — приглашенный педагог режиссерского курса Г. Тростянецкого в РГИСИ. Лит.: Михаил Патласов: «Социальный театр — это риск»: Беседу ведет Юлия Осеева // ПТЖ. 2016. № 2. С. 183–185; Кушляева О. Я — Ливия // ПТЖ. Офиц. сайт. 21.12.2016; Авраменко Е. «Чук и Гек» отправились в ГУЛАГ // Известия. 2017. 30 марта. С. 10. Сылова, Е. Патласов М.Г. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 543.