Вернуться
Сошальская Варвара Владимировна, артистка
Сошальская Варвара Владимировна, артистка
Персоналия
Сошальская Варвара Владимировна
Годы жизни
25.02(10.03).1907, Санкт-Петербург - 15.07.1992, Москва, похоронена на Троекуровском кладб.
Вид деятельности
Артистка
Звание
Заслуженная артистка РСФСР (1939), народная артистка РСФСР (1971)
Период работы в театре
Биография
Другая фамилия Розалион-Сошальская. Награждена орденом «Знак Почета» (1940). В АТ 1944–1947. Сын — артист театра и кино Владимир Борисович Сошальский (Федосьев). 1-й муж — киноартист Б.Н. Федосьев, 2-й — артист Г.И. Еремеев, 3-й — физик Кирилл Васильевич Струве (репрессирован в 1940). Принадлежала к дворянскому роду. Отец Сошальской управлял Крестьянским поземельным банком, являлся помощником П.А. Столыпина и проводил его реформы. Окончила в 1931 Техникум сценических искусств (мастерская В.Н. Соловьева). Начала актерскую карьеру в Ленинграде на сцене Молодого театра, который дал пристанище выпускникам С.Э. Радлова и В.Н. Соловьева. С 1936 работала с режиссером С.Э. Радловым в его Театре-студии, с 1939 до нояб. 1941 — в Новом театре (Ленсовета), играла роли: Джульетта («Ромео и Джульетта»), Дездемона («Отелло»), Васса («Васса Железнова»), Лаура («Каменный гость»), Гертруда («Гамлет»), миссис Чивли («Идеальный муж»). Г.С. Жженов вспоминал: «Красивая, статная, с бархатным тембром в голосе, молодая Варвара Сошальская — Джульетта пользовалась тогда шумным успехом» (Сов. культура. 1987. 7 марта. С. 5). А.А. Гвоздев отмечал, что у Сошальской в роли Дездемоны «в ее разоблачительных репликах, обращенных к мужу, звучал стиль трагедийной игры» (РиТ. 1935. № 9. С. 10). О Сошальской — миссис Чивли («Идеальный муж») писали: «Она особенно хороша, где… выступает как смелая авантюристка, решившая без сантиментов завоевать себе богатство и положение» (Искусство и жизнь. 1940. № 12. С. 20–21. — О. Немеровская). Миссис Чивли — «авантюристка, под внешней холодностью и сдержанностью которой чувствуются железная воля и неукротимое бешенство. За последние два-три года Сошальская одерживает одну победу за другой в разнообразных характерных ролях» (Театр. 1941. № 4. С. 53. — А. Малюгин). C осени 1941 по сент. 1942 Cошальская выступала во фронтовой бригаде, состоявшей из артистов эстрады и актеров Центрального театра Красной Армии. С 1942 по 1944 работала в Калининском областном драматическом театре. В 1943 на 2 с лишним месяца выезжала с этой труппой на фронт. Исполняла роли: Таланова («Нашествие»), дама полусвета Клембовская («Чрезвычайный закон»), звезда варьете Лулу («Любовь земная и небесная») и др. В Калинине поставила спектакли «Васса Железнова» и «Без вины виноватые», сыграв в них Вассу и Кручинину. В 1944–1947, вероятно, только числилась в АТ, не сыграв ни одной роли. С 1947 по 1990 Сошальская служила в Театре им. Моссовета. Снималась в фильме «Утоли моя печали» в роли Марии Николаевны (1989). Соч.: Наш общий дом // ТЖ. 1976. № 23. С. 22; Беседы Завадского // ТЖ. 1983. № 4. С. 10; В провинции, как в столице // Посвящение в режиссеры. Г. А. Георгиевский. М., 1987. С. 88–92. Лит.: СПбГАТИ СИ. С. 205; Березарк И. «Ромео и Джульетта» // Красная газ., утр. вып. 1934. 8 мая; Пиотровский А. Оптимистический Шекспир // Сов. иск-во. 1934. 23 мая; Цимбал С. В поисках образов // Сов. иск-во. 1937. 5 нояб.; Михайлов К. Почерк мастера // Веч. Москва. 1977. 25 февр.; Графов Э. Поговорим о спутниках своих / Беседа с В. Сошальской // Сов. культура. 1983. 8 марта; Туровский В. Сто лет после детства: Заметки о сегодняшнем антигерое вчерашнего антивремени // Сов. культура. 1990. 10 марта. С. 11; Золотницкий. Радлов (ук.). Арх.: РГИСИ. Ф. 352. Оп. 4. Д. 26. Л. 107; АТ (Личная учетная карточка В.В. Сошальской); РО б-ки СТД СПб (Л. д.; Личный листок по учету кадров В.В. Сошальской). Сбоева, С. Сошальская В.В. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 685.