Персоналии
Погоржельский Михаил Бонифациевич, артист
Погоржельский Михаил Бонифациевич, артист
Персоналия
Погоржельский Михаил Бонифациевич
Годы жизни
21.07.1922, Анчекрак Николаевского р-на Одесской обл. — 08.03.1995, Москва, похоронен на Ваганьковском кладб.
Вид деятельности
Звание
Заслуженный артист РСФСР (1966)
Период работы в театре
Биография
Награжден орденами Отечественной войны I ст. (1985), Славы III ст. (1945), медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». В АТ 1944–1945. Был женат на актрисе АТ И.П. Карташевой. В 1940 поступил в ЛГТИ. В 1941 ушел на фронт. После тяжелого ранения лечился в госпитале Новосибирска, куда эвакуировались институт и АТ. Продолжил учебу. Входил в штат актеров вспомогательного состава труппы АТ в Новосибирске и Ленинграде. Выступал в выходных ролях и массовых сценах. Окончил в 1946 ЛГТИ (класс Б.М. Сушкевича). Исполнял в дипломных спектаклях главные роли: Незнамов («Без вины виноватые»), герой («Дама-невидимка»), Вагин («Дети солнца»). В 1946–1949 актер Нового театра (Ленсовета). Играл Антона («Юность отцов»), Мортимера («Мария Стюарт»), отца Ансельма («Скупой»), Альберта («Скупой рыцарь»). «В образе Альберта сильно проявилось лирико-драматическое начало, тяга актера к характерам значительным, предрасположенность к темпо-ритмам классической драматургии» (ТЖ. 1978. № 13. С. 15. — Г. Андрюхина). В дальнейшем до конца жизни Погоржельский служил в Московском театре им. Моссовета. К основным ролям относились: Бакланов («Второе дыхание»), Дюжев («На диком бреге»), Бахирев («Битва в пути»), Марков («История одной любви»), Мастаков («Старик»), Свидригайлов («Петербургские сновидения»), Фред («Лиззи Мак-Кей»), Нино («Корнелия»), сенатор Тайд («Странная миссис Сэвидж»), римский воин Руфий («Цезарь и Клеопатра»). «Человеческая основательность, принципиальность и порядочность во всех проявлениях натуры стали как бы визитной карточкой большинства героев, сыгранных Михаилом Погоржельским в Театре имени Моссовета. Его творческой манере свойственно умение придать своим героям значимость, неординарность, жизненную основательность» (Там же. С. 16). Зрителю запомнился актер с «внешностью скандинавского рыцаря и редчайшим по красоте голосом» (Экран и сцена. 1996. № 9–10. С. 2. — А. Белинский). С годами Погоржельского все реже занимали в театральных постановках. Он плодотворно работал в кинематографе, на радио и телевидении. Лучшими его киноролями были: Павел Строганов («Трое вышли из леса», 1958), барон Врангель («Операция „Трест“», 1967), фон Зальц («Щит и меч», 1968), Павел Петрович («Открытая книга», 1973), Киреев («Вдовы», 1977). На радио актер создал такие разные образы, как романтический капитан Немо («Клуб знаменитых капитанов») и персонажи царской жандармерии (серия передач «Годы великой жизни»). Многие годы исполнял роль Кашалота (познавательная детская передача «КОАПП»). Соч.: Жизнь артиста // Театр. 1988. № 8. С. 106–107. Лит.: СПбГАТИ СИ. С. 213; Янова Н. Недуг был побежден // ТЖ. 1965. № 9. С. 28–29; Шапошникова Л. и др. Он приносил радость // Культура. 1995. № 9. С. 2. Арх.: РГИСИ. Ф. 352. Оп. 1. Д. 49; АТ (Личная учетная карточка; Личный листок по учету кадров М.Б. Погоржельского). Сбоева, С. Погоржельский М.Б. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 563.