Персоналии
Чекан Виктория Владимировна, артистка
Чекан Виктория Владимировна, артистка
Персоналия
Чекан Виктория Владимировна
Годы жизни
1888 или 13.12.1893, Екатеринбург - 1974, Ленинград, похоронена на Серафимовском кладб
Вид деятельности
Артистка
Период работы в театре
Биография
Муж - артист АТ А.А. Мгебров, дочь - артистка В.А. Мгеброва-Чекан. Выросла в семье чиновника, в 1908 поступила на Драматические курсы петербургского императорского Театрального училища (класс С.И. Яковлева и А.И. Долинова). В выпускных спектаклях исполняла центральные роли: в «Электре» Гофмансталя, «Потонувшем колоколе» и «Воителях в Гельгеланде». В роли Электры Чекан «обнаружила незаурядное дарование с сильным уклоном в трагическое, при большом темпераменте и способности передавать сильные места увлекательно, ярко, красочно» (Мгебров А.А. Жизнь в театре: В 2 т. М.; Л., 1932. Т. 2. С. 43). В 1911 Н.Н. Евреинов пригласил Чекан в труппу Петербургского Старинного театра, где она с успехом играла Лауренсию («Фуэнте Овехуна») и Полонию («Чистилище святого Патрика»). В том же году она участвовала в студийных спектаклях Мейерхольда: пантомимах «Арлекин, ходатай свадеб» (Аурелия) и «Влюбленные» (Дама). «В.В. Чекан была прекрасна в роли несколько жеманной Аурелии, — пишет В.П. Веригина. — Движения артистки были смелы и оригинальны» (Восп. Л., 1974. С. 176). Летом 1912 артистка продолжила сотрудничество с группой мейерхольдовских актеров в Териокском товариществе артистов, художников, писателей и музыкантов, где играла Марион («Виновны — не виновны?») и Юлию («Поклонение кресту»). «Исполнительница роли Юлии В.В. Чекан была исключительно пластична и обладала большим темпераментом, но режиссер не заключил этот темперамент в надлежащую форму, предоставив текст молодому огню исполнительницы» (Там же. С. 186). А. Блок в своем дневнике отметил «очень красивые ноты в голосе» актрисы (Собр. соч.: В 8 т. М.; Л., 1963. Т. 7. С. 155). В 1912 Чекан стала женой А.А. Мгеброва. В 1912–1916 занималась концертной деятельностью, недолгое время работала в Никитском театре (Москва). В 1913 играла в Театре студенческой молодежи на Обводном канале, 101. В 1914 снималась в кино (экранизация «Бранда» Ибсена) вместе с труппой П.Н. Орленева в Христиании. В 1917 Чекан играла в Театре «Романтики» (бывш. Соловцовский), в Василеостровском театре («Великий грешник» в постановке Собольщикова-Самарина). В том же году Чекан вместе с Мгебровым создала Рабочий театр Балтийского завода, открывшийся пьесой «На дне». В 1918 Мгебров с Чекан возглавили студию Петроградского Пролеткульта (позже Арена Пролеткульта). Чекан обучала актеров-любителей декламации, играла сама роль актрисы Конта в пьесе «Четырнадцатое июля» Р. Роллана, жену архитектора в драме П.К. Бессалько «Каменщик». Бессалько посвятил ей свой сборник прозы «Песни Садовника» (1921); играла в «Легенде о Коммунаре» П.С. Козлова. После раскола в Пролеткульте Мгебров и Чекан организовали Революционный Рабочий героический театр (1919). Здесь она исполняла роли Луизы Мишель («Парижская коммуна» А. Мгеброва) и Гани («Красные и белые» А. Вермишева). В 1920 Чекан поставила пьесу-оперу Козлова «Царь репного государства...» (играла в ней роль Колдуньи), «Алмазы Востока» Бессалько (роль Гуатозы). В постановке «Огненных крыльев» по Э. Верхарну Чекан «вновь проявила... незаурядные данные трагической актрисы» (Золотницкий. Зори... С. 324). После конфликта с частью труппы Чекан и Мгебров ушли из Героического театра, но в 1921 вновь организовали Театр Пролеткульта, который открылся «Розой Бернд» Гауптмана, где Чекан исполнила главную роль, затем сыграла роль Клеопатры в пьесе П.А. Арского «Раб». Кроме того, здесь была поставлена пьеса Чекан «Три вечера и утро» (СПб., 1918). В 1924 Чекан дебютировала в АТ в роли Катерины (пост. Е. Карпова), но вакансии в труппе не оказалось, и актриса включилась в работу передвижной Мастерской по изучению Островского и Шекспира (1924–1934). В 1932 работала в Бюро литературных выступлений при Союзе писателей в качестве чтеца-иллюстратора литературных вечеров. В 1934 руководила драм. кружком в детском туберкулезном санатории г. Пушкина. Снималась в фильме «Костер бессмертия» (1939). В 1941 эвакуировалась с АТ в Новосибирск, где участвовала в шефских концертах. В ее репертуаре: монолог Лауренсии из «Овечьего источника», сцена у фонтана из «Бориса Годунова», стихи Маяковского, рассказ Салтыкова-Щедрина «Начальники». В 1943 Чекан снималась вместе с Мгебровым в «Иване Грозном» С. Эйзенштейна. После войны работала в самодеятельности. Соч.: Фрагменты биографии // Уральский следопыт. 2009. No 8. С. 68– 75; No 9. С. 60–65; No 10. С. 58–62. Лит.: Мгебров А.А. К дебюту В.В. Чекан в Акдраме // ЖИ. 1924. No 25. C. 15; Мгебров А.А. Жизнь в театре: В 2 т. М.; Л., 1932. Т. 2 (ук.); Золотницкий. Зори... (ук.). Арх.: СПбГМТиМИ. Ф. 257. Гик 13185. Ору 12943 (Воспоминания В.В. Чекан). Соколинский, Е. Чекан В.В. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 770-771.