Вернуться
Гацалов Марат Мисостович, главный режиссёр Новой сцены Александринского театра, артист, педагог
Гацалов Марат Мисостович, главный режиссёр Новой сцены Александринского театра, артист, педагог
Персоналия
Гацалов Марат Мисостович
Годы жизни
17.01.1978, г. Кириши Ленинградской обл.
Вид деятельности
Главный режиссёр Новой сцены Александринского театра, артист, педагог
Период работы в театре
2013 — 30.08.2016
Биография
Окончил в 2002 актерский факультет ВГИКа (курс И. Райхельгауза). Работал актером в театре «Школа современной пьесы» с 1998 по 2001. С 2005 по 2008 — в Моск. театре им. Вл. Маяковского. В 2009 окончил режиссерский ф-т РАТИ–ГИТИС (курс С. Арцибашева и Ю. Йоффе). Снимался в кино («Марш-бросок», «Богиня: как я полюбила»), в сериалах («Гражданин начальник», «Адъютанты любви», «Грозовые ворота», «Офицеры», «Диверсант. Конец войны» и др.). В качестве режиссера участвовал в съемках сериалов «Сердцеедки» (2008), «Черкизона. Одноразовые люди» (2010). Режиссерская карьера Г. в театре началась с успеха. Его дебют — дипломный сп. «Хлам» (2009) по пьесе М. Дурненкова — был включен в программу премии «Золотая маска» Russian Case, а следующая театр. пост. «Жизнь удалась» по пьесе П. Пряжко, созданная в соавторстве с режиссером М. Угаровым (совместный проект Театра.doc и Центра драматургии и режиссуры А. Казанцева и М. Рощина), получила спец. премию жюри «Золотой маски» в номинации «Эксперимент». После постановки в Прокопьевском драм. театре им. Ленинского комсомола сп. «Экспонаты» по пьесе В. Дурненкова (2010), всесторонне отмеченного критикой, Г. вырос в очень крупную режиссерскую фигуру и даже, быть может, в лидера своего поколения. Г. в кратчайшие сроки зарекомендовал себя как один из ведущих молодых режиссеров России. С 2010 по 2012 он возглавлял Прокопьевский драм. театр им. Ленинского комсомола, в к-ром с его приходом наступил период расцвета: приглашаются молодые режиссеры, театр принимает участие в фестивалях по всей стране, устраиваются режиссерские лаборатории, ставятся спектакли по совр. драматургии. В 2012 Г. — зам. худож. руководителя Центра драматургии и режиссуры в Москве. С 2012 по 2013 — худож. руководитель Рус. театра Эстонии в Таллинне. Параллельно с руководством театрами Г. вел лабораторные поиски, возглавлял экспериментальные проекты: руководил проектом-лабораторией молодой режиссуры «Мастерская на Беговой» Центра драматургии и режиссуры, лабораторией молодой режиссуры Новосибирского акад. молодежного театра «Глобус», театр. проектом «Пространство 42» (Кемерово, Новокузнецк, Прокопьевск), театр. лабораторией молодых режиссеров Сибири «EXPERIMENT 123», программой совр. драматургии «Живые пространства» Междунар. фестиваля-школы «ТЕРРИТОРИЯ». Г. ставил совр. драматургию, сотрудничая с рос. и заруб. театрами. В 2013–2016 Г. — гл. режиссер Новой сцены АТ. Под его руководством театрально-культурный комплекс развивался как междисциплинарное пространство, объединяя театр, музыку, кино, литературу, просветительские проекты для детей и молодежи, публичные дискуссии. Здесь Г. осуществил три пост.: сп. «Теллурия» по социально-фантастическому роману В. Сорокина (2013); мобильный перформанс «Город-герой» (2015), в основе к-рого — исследование историка В. Пянкевича «Декорации войны: Блокадный Ленинград в восприятии горожан», дневники и восп. жителей блокадного Ленинграда; сп. «Новое время» (2015) по пьесе Т. Рахмановой. В «Теллурии» режиссер впервые обратился к тексту такого большого объема с нелинейной структурой повествования. Экспериментируя в поисках театр. эквивалента прозе Сорокина, Г. создал спектакль-деконструкцию, в к-ром воплотил идею полураспада, столь важную для Сорокина и — шире говоря — для времени, в котором мы живем. Зрителей режиссер дезориентировал, поместив хаотично внутри зеркального лабиринта, где отражения множатся и дробятся, отменив тем самым нормативную зрительскую оптику. Из 50 гл. сорокинской «Теллурии» Г. выбрано неск. фрагментов, к-рые актеры разыгрывают, запинаясь, забывая текст, отвлекаясь друг на друга. Сбивка, запинка и оговорка тут — главные актерские техники. Все средства выразительности в спектакле распадаются на части. Как Сорокин отказывается от единства повествования, так и Г. отказывается от целостной картины, предлагая взамен множество возможных версий. И эта невозможность одного исчерпывающего описания реальности для него едва ли не важнее всех политических прогнозов, которые можно было бы вычитать из романа. Лит.: Козич С. Cloaca maxima. Круговорот культуры // ПТЖ. 2011. № 3. С. 54–57; Дмитревская М. Ю. Единство времени и места // ПТЖ. 2012. № 1. С. 137; Глембоцкая Я. Жизнь есть страшный сон // ПТЖ. 2012. № 1. С. 138–140; Тильга Л. Поветрие // Совр. драматургия. 2012. № 4. С. 180–186; Скороход Н. Моя Теллурия // ПТЖ. 2014. № 4. С. 56– 60; Кушляева О. Опыт написания театр. рецензии… // ПТЖ. 2016. № 1. С. 112–114. Фишер, Д., Гацалов М.М. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 195-196.