Персоналии
Анненкова-Бернар Нина Павловна, актриса, прозаик, драматург, журналист
Анненкова-Бернар Нина Павловна, актриса, прозаик, драматург, журналист
Персоналия
Анненкова-Бернар Нина Павловна
Годы жизни
28.01 (09.02).1859 (по др. свед. — 1864), Псков - 1933 (по др. свед. — 1927), Оренбург
Вид деятельности
Актриса, прозаик, драматург, журналист
Период работы в театре
1890 — 31.07.1893
Биография
Дочь губернского секретаря. Настоящие имя и фамилия - Анна Бернард, по первому мужу до 1905 — Дружинина, по второму — Борисова. Окончила Мариинскую гимназию, училась на частных курсах В.В. Самойловой. С 1880 играла на клубных сценах Петербурга героинь в трагедиях и мелодрамах: Катарину («Анжело»), Герцогиню («Американка»), Юдифь («Уриэль Акоста»). Позже уехала в провинцию, играла в Вильно, Астрахани, Оренбурге, Самаре, Тифлисе и Владикавказе. По-прежнему в осн. роли трагических героинь: Нину в «Маскараде», Жанну д’Арк («Орлеанская дева»), Катерину («Гроза»). В провинции к ним прибавились лирико-драм. героини Островского — Негина («Таланты и поклонники») и совр. пьес текущего репертуара — Елизавета Николаевна (одноим. пьеса М.И. Чайковского). В 1889–1890 играла в Московском театре Е.Н. Горевой в романтической трагедии. Критика писала об обаянии молодости, искренности, ждала ее выступлений в современной русской драме. Публика же, ценя в ней прежде всего темперамент, предпочитала видеть А.-Б. трагической героиней, считала достойной партнершей М. Дальского в роли Королевы в «Дон Карлосе». Поэтому А.-Б. вместе с Дальским пригласили на петербургскую императорскую сцену. Актриса, однако, больше прислушивалась к критике. Поэтому и дебютировала в АТ в современной драме и в ней же имела наибольший успех. В АТ дебютировала с большим успехом 1 апреля 1890 ролью Елизаветы Николаевны в пьесе М.И. Чайковского, в сезонах 1890/91 и 1891/92 сыграла Аксюшу («Лес»), Вышневскую («Доходное место»), Аннушку («На бойком месте»), царицу Анну («Василиса Мелентьева»). В последней роли понравилась публике и критике. В.А. Мичурина-Самойлова вспоминала, что в откликах на ее первое появление царицей Анной на александринской сцене звучало: «Никакого сравнения с г-жею Анненковой-Бернар не выдерживает» (Шестьдесят лет в иск-ве. Л.; М., 1946. С. 122). Актриса, считали современники, чувствовала стиль Островского, она читала монологи его героинь на благотворительных вечерах, а для этих выступлений исполнители выбирали произведения, в которых прежде имели успех. К циклу ролей Островского примыкала Марьица («Каширская старина»). Народнически-романтической интерпретации этих образов способствовало влияние на А.-Б. ее гражданского мужа М.И. Писарева. Роль Багрецовой в «Похмелье» сыграна 20 и 21 февр. 1891 всего дважды, один раз в бенефис М.Г. Савиной. Неожиданным успехом молодая актриса затмила бенефициантку, и пьесу сняли с репертуара. Драматург и журналист Ал. Луговой (А.А. Тихонов) вспоминал, что даже Александр III, большой поклонник Савиной, в вечер ее бенефиса, покоренный, как и вся публика, игрой А.-Б., заметил директору имп. театров И.А. Всеволожскому: «А эта новая-то актриса у вас очень хорошая» (см.: ЕИТ. 1911. Вып. 7. С. 9. — А. Луговой [А. А. Тихонов]). А.-Б. играла немолодую некрасивую девушку, которая ревнует жениха к ветреной прожигательнице жизни — Савиной. Духовная красота героини, ее бескомпромиссность, гневное неприятие безнравственности были выражены А.-Б. столь непосредственно, столь правдиво, что, казалось, исполнены были невиданными прежде новаторскими актерскими приемами. Очевидно, сила воздействия актрисы в этой роли была велика именно потому, что в исполнении ее синтезировалась страстность классической трагедии с простотой и трогательностью игры в ролях Островского. Др. роли: Гертруда («Последний кумир»), царица Анастасия («Царь Иоанн IV»), Аманда («Ученые женщины»), Ломовская («Актер Яковлев»). Как литератор также была тесно связана с театром. Печататься начала в 1896 по рекомендации М.И. Писарева. Ее рассказы и пов. мелодраматичны и нравоучительны, натуралистичны, особенно в описании актерского быта. Они пользовались успехом в собственном исполнении А.-Б. Пьесы ее почти не ставились. Более всех известна драма о Жанне д’Арк «Дочь народа», она предназначалась для бенефиса В.Ф. Комиссаржевской, и отказ директора императорских театров явился формальным поводом для ухода актрисы в 1902 с казенной сцены. В 1906 Комиссаржевская снова собиралась ставить эту пьесу в своем театре. Но поставили ее лишь в 1914 в труппе Народного дома императора Николая II. После ухода с императорской сцены А.-Б. много лет, до смерти М.И. Писарева, ездила на гастроли с александринцами по всей России. До конца 1917 вместе с ними выступала в благотворительных и платных концертах, где по-прежнему разыгрывала сцены из пьес Островского, читала монологи их героинь, стихи Н.А. Некрасова, Н.П. Огарева, Я.П. Полонского, В. Гюго. Проходила роли с молодыми актрисами имп. труппы, например, с Л.Н. Шуваловой (Сазоновой), готовила провинциальных артистов к дебютам на казенной сцене, давала частные уроки актерского мастерства. После 1917 жила в Оренбурге, публиковала рассказы, руководила театральной студией, писала для студийцев пьесы. Лит.: ТЭ; РП; Список артистов имп. театров // ЕИТ. 1893/94. С. 41; Левин Н. Ф. Актриса лирико-драм. дарования // Псковские сезоны. Провинц. театр в XX в. Псков, 1999. С. 10–18; Сюжеты, 2. С. 156–177. Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 5. Д. 986; ИРЛИ. Ф. 231 (Письма к М.И. Писареву). Сомина, В. Анненкова-Бернар Н.П. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 78-79.