Персоналии
Моравская (Струйская) Мария Александровна, артистка
Моравская (Струйская) Мария Александровна, артистка
Персоналия
Моравская (Струйская) Мария Александровна
Годы жизни
08(21).08.1873 - 29.02.1958, Ленинград, похоронена на Серафимовском кладб.
Вид деятельности
Артистка
Период работы в театре
01.09.1897 — 1903
Биография
Урожденная Струйская, другая фамилия фон Лайминг, Моравская — сценический псевдоним. Дочь актрисы АТ Е.П. Струйской. Окончила в 1897 Драматические курсы петербургского императорского Театрального училища (класс В.Н. Давыдова). В экзаменационных спектаклях играла Катерину («Гроза»), Наташу («Своя семья, или Замужняя невеста»), Арсиною («Мизантроп»). В репертуар Моравской в АТ входили эпизодические, вторые и главные роли: 2-й актер («Гамлет, принц Датский»), донья Соль , Иоланта («Дочь короля Рене»), m-lle Штерн («Блестящая карьера»), Порция («Венецианский купец»), Анна Сантер («Друзья»), Дольская («По гнездышку и птичка»), Нелюдова («Пьеса для разъезда»), Екатерина Андреевна Чернышева («Бирон»), Кустарева («Вторая молодость»), Александра («Идиот»), Анфиса («Ольга Ранцева»), Оленина («Татьяна Репина»), Анна Павловна («Шутники»), Купавина («Волки и овцы»), Ланская («Волшебная сказка»), Марья Петровна («Дикарка»), Софи («Коварство и любовь»), Надежда Модестовна («Красный цветок»), баронесса («Плоды просвещения»), Августа («Честь»), Амелия Зиберт («Школьные товарищи»). В 1900 была уволена из АТ, что вызвало активный протест критиков: «Увольняют маленькую Моравскую. А зачем ее, в таком случае, брали? Зачем ослепили миражом столичной сцены, давали ей „комиссаржевские“ роли, с которыми она справиться была заведомо бессильна, потом отняли все, продержали два сезона без практики и — выбрасывают теперь в провинциальную карьеру такою же неопытною ученицею, как и взяли ее в театр со школьной скамьи? Разве это не насмешка над личностью актрисы?» (Россия. 1900. 16 марта. С. 4. — А.В. Амфитеатров). Благодаря поддержке прессы или по другой причине, но актриса осталась в труппе еще на три года. (С 1902 находилась в отпуске без сохранения оклада и выступала на провинциальных сценах.) В дальнейшем играла в театрах Вильно, Воронежа, Казани, Саратова, Уфы и других городов. О выступлениях Моравской в саратовской антрепризе П.П. Струйского писали: «Моравская играла на нашей сцене лет пять тому назад, в труппе Н.И. Собольщикова-Самарина. В то время ей как-то не удалось занять выдающегося положения. Теперь это — артистка с определенным и законченным характером. Ее сфера — веселость и тонкий комизм. Хорошо идет у нее и драма, но не мятущаяся и бурная, а драма подавленная и затаенная. Она — трогательная Маша в „Трех сестрах“, достаточно глубокое впечатление дает в героине „Всех скорбящих“ и в „Анфисе“. Но в комедии она выше, талантливее, ярче. Моравская отлично играет Миррину в „Лисистрате“ и с безукоризненной естественностью изображает Лизу в „Холопах“» (ТиИ. 1910. № 10. С. 226. — А. Сараханов). С 1914 служила в моск. Театре П.П. Струйского. С 1952 жила в ДВС. Лит.: ТЭ; Петерб. ТУ. Драм. курсы // ЕИТ. 1896/97. С. 443–445; Театр, музыка и иск-ва // БВед. 1902. № 218. С. 3; Оба [Замятин А.Н., Замятин Н.Н.]. Письма из Саратова // ТиИ. 1904. № 51. С. 922. Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 5. Д. 1738. Сбоева, С. Моравская (Струйская) М.А. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 485.