Вернуться
Яковлев-Востоков Григорий Александрович, артист
Яковлев-Востоков Григорий Александрович, артист
Персоналия
Яковлев-Востоков Григорий Александрович
Годы жизни
27.01.(09.02). 1866, Москва - 25.03.(07.04).1911, Москва, похоронен на Ваганьковском кладб.
Вид деятельности
Период работы в театре
Биография
Настоящая фамилия Яковлев. Отец — Александр Васильевич Яковлев, мещанин Хамовой слободы Москвы. Яковлев-Востоков рано начал играть на любительской сцене. Почти вся его жизнь и актерская работа связана с Москвой. Здесь он поступил в труппу Р.Р. Вейтхеля, который содержал в 1880-х театр в селе Богородском. Яковлев-Востоков стал премьером этого дачного театра, на сцене которого не гнушались выступать даже столичные знаменитости. Молодой талантливый актер был замечен ими и, благодаря приобретенным здесь знакомствам и связям, получил выгодный ангажемент в провинцию. «В течение двух десятилетий... исколесил всю театральную провинцию: служил на юге в больших антрепризах, ездил по Сибири, один сезон прослужил у Корша, был принят в Александринский театр, но там оставался недолго и снова уехал в провинцию, где его ценили и любили» (Раннее утро. 1911. 27 марта. С. 6). До поступления на сцену АТ Яковлев-Востоков был известен исполнением роли Аркадия Счастливцева в «Лесе», которую неоднократно с успехом играл в провинции. Кроме того, актер запомнился ролью Василькова в «Бешеных деньгах» на сцене Театра Корша. Я.-В. дебютировал на сцене АТ ролью Недыхляева («Кручина»). «Его дебют в Александринском театре сопровождался большим успехом; его вызывали множество раз. Роль Недыхляева, в одной из слабейших пьес Шпажинского „Кручина“, драматическая и требует от исполнителя немало теплоты и чувства: это какой-то ноющий ревнивец» (НВ. 1899. 27 апр. С. 4). Роль не вполне подходила к средствам актера, но успех его был тем более ценен, что «он еще раз доказал как свое недюжинное дарование, так и то, что он может быть далеко не лишним в составе русской драматической труппы» (Там же). Созданию убедительного образа помогло Яковлеву-Востокову и партнерство в этом спектакле с М.И. Писаревым, сыгравшим роль Ревякина. Второй работой Яковлева-Востокова в АТ была роль Дилигентова в комедии М.И. Чайковского «Борцы». «Этот придавленный плут, злопамятный, завистливый, мстительный — фигура скорее угнетающая, нежели вызывающая улыбку. Г. Яковлев-Востоков играл, как опытный актер, с большой выдержкой... Роль Дилигентова совсем не дает возможности развернуть в ней актеру свое дарование; она монотонна, однообразна и даже неестественна, фальшива» (НВ. 1899. 5 мая. С. 4. — А. П.). Полностью «развернуть свое дарование» Яковлев-Востоков смог в «Лесе». «Успех он имел большой и вполне заслуженный... Аркадий Счастливцев — роль высокого комизма, и потому актер с неустановившимся амплуа здесь ничего не поделает. Тем не менее, г. Яковлев-Востоков рискнул и в результате имел успех. Он играл Счастливцева, быть может, чуть-чуть шаржировано, но очень жизненно и весело. Последнее обстоятельство чрезвычайно важно, ввиду мнения некоторых, считающих Яковлева-Востокова „сухим“ и „скучным“ актером. Истинное амплуа г. Яковлева-Востокова — комики-резонеры. Комизм у него природный, заметный с первого слова; но комизм этот идет рука об руку с некоторой сдержанностью и рассудочностью тона, что и есть резонерство. Благодаря этому сочетанию артист когда-то прекрасно играл Расплюева, дав яркую, полную значения фигуру» (НВ. 1900. 5 сент. С. 4). После АТ Я.-В. еще 10 лет играл на провинц. сценах России, время от времени, напоминая о себе и в столице: «Яковлев-Востоков замечательно играл Актера в горьковском „На дне“. По-видимому, артист явственно и доказательно раскрывал в этой роли то, что если такой „бывший человек“ останется наедине с самим собой да невзначай заглянет в себя, то первой его мыслью будет: „А не удавиться ли мне?“... Элемент „достоевщины“, который, несомненно, был присущ Григорию Александровичу и в жизни, и в искусстве, уживался в нем с глубоко реалистическим направлением его творчества. Может быть, в силу именно этого реализма Яковлев-Востоков любил сложные психологические эксперименты» (Скарская Н.Ф., Гайдебуров П.П. На сцене и в жизни: Страницы автобиогр. М., 1959. С. 213). Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 5. Д. 3644. Лопатин, А. Яковлев-Востоков Г.А. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 827.