В начале творческого пути театральные обозреватели писали об актрисе, что она «бывает иногда очень мила в ролях простушек с несложными душевными движениями» (Артист. 1894. № 44. С. 229. — В. П.) — она исполняла бытовые роли, преимущественно в пьесах А.Н. Островского. Со временем стало ясно, что ее диапазон значительно шире. Никитина играла в Театре Корша; сезон 1895/96 входила в труппу петербургского Театра Литературно-артистического кружка, возглавляемую А.С. Сувориным. Среди ролей этого периода выделялись Туанетта («Ева»), Варвара («Гроза»), Акулина («Власть тьмы»), Попова («Медведь»).
В день своего бенефиса у Суворина (апр. 1896, роль Даши в сп. «Не так живи, как хочется») актриса была приглашена в труппу АТ. Незадолго до премьеры «Чайки» в АТ Чехов предлагал в письме Е.П. Карпову: «Отдайте Машу Никитиной» (Чехов А.П. Письма: В 12 т. Т. 6. М., 1978. С. 190). Режиссер не согласился и занял в этой роли М.М. Читау.
Никитина выступила в АТ в 37 постановках. К основным ее работам относились: Акулина («Власть тьмы»), Саша («Воздушные замки»), Карманова («Гастролерша»), Таня («Женитьба Белугина»), Раиса Панфиловна («За чем пойдешь, то и найдешь»), Дуня («Ночное»), Нонна («Питомка»), Палаша («Простушка и воспитанная»), Липочка («Свои люди — сочтемся!»), Матрена Саввишна («Семейная картина»), Липочка («Счастливый день»), Рыбницына («Цена жизни»), Лаура («Бой бабочек»), Любовь Денисовна Рыдлова («Джентльмен»), Агафья Тихоновна («Женитьба»), Эмма («Золотой телец»), Бабакина («Иванов»), Глаша («Каширская старина»), г-жа Фишбах («Марианна Ведель»), Туанетта («Мнимый больной»), Поликсена («Правда — хорошо, а счастье лучше»), Глаша («Хрущевские помещики»), Купавина («Волки и овцы»), Лиза («Горе от ума»), Николина («Пьеса для разъезда»), Марья Антоновна («Ревизор»), Ольга Дмитриевна («Сердце не камень»). Удачно заменяла М. Г. Савину в сп. «Мнимый больной» и «Джентльмен».
Уволена, согласно прошению, по болезни. Оставив сцену АТ, Никитина заняла ведущее положение в Суворинском театре, играла в Народном доме, в Русском драматическом театре. Рецензенты отмечали, что ей в равной степени удавались «сцены вспыхнувшей страсти… отчаянья, обиды, угрызений совести… артистка вела их искренно и правдиво» (ТиИ. 1908. № 30. С. 512. — Н. Тамарин [Н.Н. Окулов]).
Лит.: Театр, музыка и искусства // БВед. 1896. 12 апр. С. 3; Наши петербургские артисты: 300 портретов. СПб., 1896. С. 68; Двадцатилетие театра им. А.С. Суворина. Пг., 1915. С. 7, 12. Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 5. Д. 2241.
Сбоева, С. Никитина А.П. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 505-506.
Читать далее