Настоящая фамилия Попов.
Видный деятель русской провинциальной сцены. «Это был красивый, изящный брюнет, несколько выхоленный, с туманными серыми глазами, плотный, прекрасно скомпанованный, средней полноты и роста… Он говорил баритоном мягкого ласкающего тембра, напоминавшим голос Иванова-Козельского. Говорили даже тогда, что Варшавский копировал Козельского, — но это было ошибочным мнением, так как по необъяснимому капризу эти два артиста были наделены голосами одной душевной окраски» (Театр, Одесса. 1897. 1 июля).
Сын титулярного советника начал свою артистическую деятельность в Житомире, играл в Ярославле у антрепренера В.А. Смирнова; затем в Москве в Театре Корша и в одном из драм. кружков. Некоторое время был в Киеве у антрепренера Н.Н. Савина, в Н. Новгороде, в Тамбове, в Ростове-на-Дону и Саратове у Г.М. Коврова (Гашинского). Затем работал в Общедоступном драм. театре П. И. Казанцева (Бессонова) в Петербурге. Мастер оперетки, обладавший неистощимой веселостью, непосредственностью юмориста, сразу проявил свое крупное дарование в исполнении драм. ролей jeune premier’ов («первых любовников»). В.-Д. полагал, что актер в России, в отличие от Запада, еще не скоро будет признан таким человеком, о к-ром должно заботиться общество. Пока только на казенной сцене актеры благоденствуют. Провинц. же актер во мнении общества тот же лиходей, обдирало, живущий за счет доброхотов. Рос. публику считал недостаточно дисциплинированной и воздержанной. По его рассказам, когда он увлекался, проникался характером, перевоплощался и вдруг раздавался шум, гул, он тотчас же расхолаживался и не мог более настроиться на нужный лад, приходил в гнев, когда его вдохновение вдруг обрывали.
В 1884 с нетерпением ожидали бенефиса уже хорошо знакомого петерб. публике В.-Д. в Общедоступном театре П.И. Казанцева, который должен был ознаменоваться постановкой новой пьесы В.П. Буренина «Диана Форнари». В.-Д. «был оказан крайне радушный и сочувственный прием, какого он вполне заслуживает… Новинка имела успех и оказалась пьесой, не лишенной литературного значения» (Суфлер. 1884. 24 янв.). В Общедоступном театре В.-Д. нес на себе огромной ответственности репертуар, неутомимо появляясь в спектаклях то ежедневно, то через день. Он сыграл множество разных ролей и имел зачастую солидный успех, напр., в ист. драме И.В. Самарина «Самозванец Луба», шедшей значительно лучше др. пьес. «Сцена прощания с жизнью, бессильных упреков неумолимой и несправедливой судьбе и постепенного примирения с своей безотрадной участью при переходе в вечность — это тихая, но глубокая драматическая сцена замерзания самозванца явилась полной грусти и была прочувствованно ведена Варшавским-Долиным, игравшим роль Яна Лубы. Картина смерти беспомощного человека среди суровой лесной природы производила впечатление, благодаря иллюзии, вызванной хорошей постановкой, и блистательному мастерскому исполнению г. Варшавского-Долина. Публике эта сцена очень нравилась, и она воздает должное и исполнению и постановке» (Суфлер. 1884. 18 нояб.)
Роли, сыгранные В.-Д. в Общедоступном театре П. И. Казанцева в 1885: Альберт Морель («Слепой и горбатый»), Петруччио («Укрощении строптивой»), Герцог Аркосский, испанский наместник в Неаполе («Испанский дворянин»), Фердинанд («Коварство и любовь»), Максимилиан-фон-Моор («Разбойники»), Белугин («Женитьба Белугина»), Кин («Кин, или Гений и беспутство»).
С 1887 по 1888 служил в АТ, сыграв роль Стефана Сикорского в комедии «Фаустина»; оставил его по причине невозобновления контракта. Завершил свою жизнь в богадельне, угасая от жестокой болезни.
Лит.: Гнедич. С. 45.
Арх.: КР РИИИ. Ф. 71. Оп. 1. № 192; РГИА. Ф. 497. Оп. 5. Д. 2539.
Понятовская, Е., Ряпосов, А. Варшавский И.Н. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 148-149.
Читать далее