Вернуться
Свободин Павел Матвеевич, артист, литератор
Свободин Павел Матвеевич, артист, литератор
Персоналия
Свободин Павел Матвеевич
Годы жизни
14(26).12.1850, Санкт-Петербург — 09(21).10.1892, Санкт-Петербург похоронен на Волковском кладб., в 1936 прах перезахоронен в Некрополе мастеров иск-в Александро-Невской лавры.
Вид деятельности
Артист, литератор
Период работы в театре
1871 —1878, 1884 — 1892
Биография
Настоящая фамилия Козиенко, псевдоним Матюшин, С. Один. Сын мещанки Ларисы Козиенко и француза-ремесленника Мартина (Матвея) Вольфа, считался незаконорожденным, поскольку к моменту его рождения родители не состояли в браке. До 1878 носил фамилию матери и играл под псевдонимом Матюшин, в 1878 взял псевдоним Свободин. В 1863–1871 учился в петербургском императорском Театральном училище (сначала на балетном, потом на драматическом отделении). По выходе из училища был определен в АТ, но, числясь там актером, каждый год брал отпуск без сохранения содержания и играл в провинции. В 1878 был уволен из театра. В 1871–1879 играл во многих провинциальных театрах: Самары, Казани, Рыбинска, Тамбова и др. Провинциальные скитания описал в очерках «Лицедеи» (Артист. 1891. № 12. С. 26–37; № 13. С. 83–87; № 15. С. 32–41; № 18. С. 69–75; 1892. № 25. С. 61–67). В Самаре в 1873 женился на М.И. Барышевой, впоследствии известной провинциальной актрисе Свободиной-Барышевой. У них было двое детей, но брак вскоре распался. Потом женился на актрисе О.М. Струковой, имел сына Михаила, ставшего потом поэтом. Брак был неудачным. В 1879–1884 Свободин служил в театрах Москвы: А.А. Бренко, Ф.А. Корша, М.В. Лентовского. С апраля 1884 вновь актер АТ. Свободин был разнообразно одаренной личностью. Он писал и печатал стихи и повести, музицировал, знал несколько иностранных языков. В театре он ни с кем особенно близко не сходился, но всю жизнь общался со многими русскими писателями и общественными деятелями. Особенно прочной была его дружба с А.П. Чеховым (с 1888). Чехов несколько подтрунивал над образованностью Свободина, называл его Лессингом за пристрастие теоретизировать на темы драматургии (см.: Чехов А. П. ПСС и писем: В 30 т. Письма: В 12 т. М., 1986. Т. 4. С. 252). В провинции Свободин сформировался как прекрасный трагикомический актер. В своих персонажах он умел передавать перепады в настроениях, был лиричен и экспрессивен одновременно. Говоря о нем и о В.Н. Давыдове, Чехов отмечал: «Оба талантливы, умны и оба, несомненно, новы» (Там же. Т. 3. С. 153). В АТ актер, по словам П.П. Гнедича, «сразу стал на твердую почву» (ЕИТ. 1914. Вып. 2. С. 40). Дебютная роль Свободина — Любим Торцов в сп. «Бедность не порок», прославившая его еще в провинции. В Петербурге отзывы были восторженными: «Весь театр плакал» (Петерб. газ. 1884. 1 мая). Вторая дебютная роль — Муромский в «Деле». И здесь Свободин показал себя мастером переходить из одного состояния в другое, меняться на глазах, превращаясь из кроткого просителя в беспощадного обвинителя. Свободин играл во всех пьесах Чехова, шедших при нем на сцене. Он высоко ценил Чехова-драматурга. Свободин старался продвинуть на сцену чеховского «Лешего», но это ему не удалось. Однако все им сыгранное было маленькими шедеврами, особенно его Шабельский в «Иванове» (1889). Актер передавал и одиночество, и бесприютность своего героя, и его стремление трогательно откликаться на любое проявление внимания. Свободин мечтал сыграть Акима во «Власти тьмы», но не успел (при его жизни драма не была допущена на сцену). Он вел переписку с Л.Н. Толстым по поводу роли Акима. Звездинцев в «Плодах просвещения» был, пожалуй, единственной сатирической ролью, сыгранной Свободиным, но актер и здесь нигде не переходил в гротеск. В своей артистической практике он предпочитал роли благородных отцов. В начале 1890-х Свободин много болел: у него был нефрит и грудная жаба. Умер Свободин на сцене Михайловского театра между 3-м и 4-м актами «Шутников», где он играл давно привлекавшую его роль Оброшенова. Другие роли: Репетилов («Горе от ума»), Воробейников («Женя»), Пехтерьев («Завтрак у предводителя»), Крутицкий («На всякого мудреца довольно простоты»), Оргонт («Тартюф»), Зонненштейн («Татьяна Репина») и др. Лит.: Брокгауз; ТЭ; РП; Гнедич. С. 24–29, 32–36, 38–42, 44–52, 54–56, 59–62; Альтшуллер А. Я. Павел Свободин. Л., 1976; Альтшуллер А.Я. А.П. Чехов в актерском кругу. Восп. об А.Я. Альтшуллере. СПб., 2001 (ук.). Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 5. Д. 2803. Данилова, Л. Свободин П.М. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 638-639.