Вернуться
Бурдин Фёдор Алексеевич, артист, автор переделок и перевода французских пьес
Бурдин Фёдор Алексеевич, артист, автор переделок и перевода французских пьес
Персоналия
Бурдин Фёдор Алексеевич
Годы жизни
12 (24).04.1826, Владимирская губ. - 23.02 (07.03).1887, Москва, похоронен на Ваганьковском кладб.
Вид деятельности
Артист, автор переделок и перевода французских пьес
Период работы в театре
Биография
Учился в 1-й московской гимназии (1834–1840, не окончил). В конце пребывания в гимназии началось его сближение, затем переросшее в дружбу, с А.Н. Островским, который был старше его на 3 класса. С конца 1841 служил суфлером в Малом театре, в 1843 был отпущен в провинцию «для усовершенствования таланта», в 1846 был переведен актером в труппу Малого театра и вскоре командирован в Тифлисский театр. С 1847 и до конца службы играл в АТ. В историю русского театра вошел прежде всего как друг Островского. Человек умный, образованный, прогрессивный, он хорошо понимал значение драматургии Островского для развития русского театра, ее огромное место в создании и укреплении отечественного репертуара. Дом Б. в Петербурге был хлебосольным, приветливым, в нем часто собирались актеры и писатели, останавливался Островский. Об этом потом вспоминала дочь Б. Т.Ф. Склифосовская (А.Н. Островский в восп. совр. М., 1966. С. 314–328). С начала 1850-х, имея связи в бюрократическом и театральном мире, Б. часто помогал проведению пьес драматурга через цензуру и всегда заботился об их исполнении на сцене. По свидетельству П.М. Невежина, Островский навсегда сохранил доброе отношение к Б.: «Как же мне не ценить Бурдина, как своего пионера» (цит. по: Там же. С. 267). Драматург отдал для бенефисов Б., для первой постановки в АТ 13 своих пьес, хотя многие из актеров были этим недовольны. Так случилось, что именно с взятых Б. в бенефис в 1853 сцен «Утро молодого человека» началось знакомство петербургской публики с Островским (правда, сам Б. в этот вечер появился в водевиле Н.С. Соколова «Уездный заседатель и жена его») и в его прощальный бенефис шел впервые «Красавец-мужчина» (1883, 6 янв.), но и в этот раз Б. вышел на сцену в драматической были Н.А. Полевого «Русский человек добро помнит» в роли купца Пудовкина. В 1850-е Б. с успехом выступал в ранних пьесах Островского. Играл Бородкина («Не в свои сани не садись»), Митю («Бедность не порок»), Пузатова («Семейная картина»). Вполне справлялся с ролями, в которых надо было передать «натуральность» немудреных человеческих чувств. Пользовался успехом и в пьесах других драматургов, подражаниях Островскому, например, в роли Мордоплюева в «Женихе из Ножовой линии» (1853). В этом же русле лежала и переводческая деятельность Б. Уже с конца 1840-х он стал приспосабливать к русским бытовым нравам комедии и водевили второстепенных французских писателей. Они шли на столичных и провинциальных сценах. В 1860-е обратился к драмам, в его пер. была популярна «Железная маска» А. Арну и Н. Фурнье. Постепенно Б. перестал поспевать за движением актерского искусства, новые тенденции оказались ему чужды. Его появление в пьесах Островского начиная с 1860-х чаще всего вызывало негативное отношение зрителей и критики. Особенно уничижительно отзывался о его игре А.А. Григорьев. Он писал о «ломании» Б. в роли Дикого (Григорьев. С. 232), о его «площадной игре» в роли Любима Торцова (Там же. С. 255). Григорьев даже придумал специальный термин «бурдинизм», которым заклеймил игру с ложной патетикой. Отрицательный отзыв на игру Б. в роли Краснова дал также Ф.М. Достоевский (ЛН. Т. 86. М., 1973. С. 55–56; при жизни и актера, и писателя не публиковался, но был хорошо известен и страшно огорчал Б.). Начиная с 1861, когда были поставлены «Свои люди — сочтемся!» и Б. сыграл роль Большова, критика редко говорила о Б. добрые слова. С неодобрением были встречены его Неглигентов в «Воспитаннице» (1863), Брусков в «Тяжелых днях» (1863), Несчастливцев в «Лесе» (1871) и Барабошев в «Правде — хорошо, а счастье лучше» (1876). Но бывали роли, в которых немудреные способности Б. оказывались востребованными. Глупый и вальяжный барин Мамаев («На всякого мудреца довольно простоты», 1868) был в его исполнении «прост и типичен» (БВед.1868. 5 нояб.). Скромный стряпчий Маргаритов в «Поздней любви» (1873) был в меру смешным и в меру трогательным. Подошла ему и роль Петровича в «Не было ни гроша, да вдруг алтын» (1872). Но это был недолгий миг успеха. Роль Кнурова в «Бесприданнице», определенная ему Островским, Б. не понравилась, а после постановки (1878) критика его как будто не заметила. И только в небольшой роли Халымова в «Сердце не камень» (1879) он снова доказал, что «небольшие роли г. Бурдину очень по силам» (НВ. 1879. 24 нояб.). Пропаганда пьес Островского была главным делом жизни Б. Позднее переписка Б. и Островского была собрана в один том, и стало ясно, что это важнейший документ общественно-художественной жизни России второй половины XIX в. В ней содержится обмен мнениями по цензурным и художественным вопросам, характеристика театральных дел в Петербурге, многие вопросы, касающиеся спектаклей, важные и точные высказывания по поводу актеров. Б. очень хотелось попробовать свои силы в режиссуре, мечтал о месте главного режиссера АТ, которого так и не получил. Но по сути дела режиссером, если понимать под этим словом организатора постановок, он часто и был. В 1870-е ему удалось руководить спектаклями с участием великосветских любителей в Петербурге. В конце жизни уже в Курске, куда он переехал, выйдя в отставку, Б. помогал в любительских спектаклях в музыкально-драматическим обществе (1883–1885). Понимая все значение подготовки актеров, Б. написал «Краткую азбуку драматического искусства» (М., 1886), оставил он и воспоминания о театре. Смерть Островского Б. пережил очень тяжело и через полгода последовал за своим другом. Др. роли: денщик («Хозяйка и постоялец»), Алексей («Чужое добро впрок нейдет»), Расплюев («Свадьба Кречинского»), Лыняев («Волки и овцы»), Хрюков («Трудовой хлеб»), Хлынов («Горячее сердце»), Прибытков («Последняя жертва»), Гаврила Пантелеич Белугин («Женитьба Белугина»), Боев («Дикарка»), Худобаев («Светит, да не греет») и др. Соч.: Сб. театр. пьес, переведенных с франц. Т. 1–2. СПб., [1875]; Восп. артиста об имп. Николае Павловиче // ИВ. 1886. No 1. С. 144–153; Из восп. об Островском // ВЕ. 1886. No 12. С. 667–678; Первое представление «Свадьбы Кречинского» // ИВ. 1891. No 5. С. 302–307; Материал для истории рус. театра, 1842–1883 // ВЕ. 1901. No 10. С. 576–600. Лит.: Брокгауз; РБС; ТЭ; Вольф, 1. С. 10, 152, 153, 158, 159, 161, 167, 168, 175; Вольф, 2. С. 200, 210; Вольф, 3. С. 29, 31, 32, 35, 37, 42, 45, 46, 48–52, 56, 57, 63, 66, 71; Гнедич. С. 5, 7, 8, 17, 18, 22, 35; Некр.: ИВ. 1887. No 4. С. 236; ВИ. 1887. No 954. С. 358; Островский и Бурдин; Островский. ЛН (ук.); Сюжеты. С. 169–184. Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Д. 11045; ГЦТМ. Ф. 41; ОР РНБ. Ф. 124. No 710. Данилова, Л. Бурдин Ф.А. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 136-137.
Экспонаты, связанные с персоналией Отобрано: 1